На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 124 подписчика

Свежие комментарии

  • C Major
    со всеми вытекающими последствиямиВласти Эстонии пр...
  • C Major
    признать Эстонию, как купленный у Швеции товар, как это и есть по сути,и относится как к собственностиВласти Эстонии пр...
  • Искандер
    Ну, к примеру, сынок до невозможности свирепого в болтовне Медведева Илюшенька сильно занят "частными бизнес-проектам...«Его сынок − элит...

Фальков пообещал сохранить бакалавриат и магистратуру

Несмотря на отказ от соблюдения всех принципов Болонской системы образования, в России останется возможность обучаться по программам бакалавриата и магистратуры. Об этом в интервью газете «Коммерсантъ» рассказал глава Минобрнауки Валерий Фальков.

«Понимаете, речь не идёт о том, что мы в одночасье вдруг отменим всё, с чем жили больше 20 лет, и вернёмся только к специалитету. Вовсе нет. Будут и бакалавриат, и магистратура», – сказал он и назвал «как минимум три причины для того, чтобы они сохранились».

«Во-первых, есть выпускники наших школ, да и много других людей, которые симпатизируют этим форматам образования. Почему бы не дать им возможность реализовать себя через получение бакалаврского или магистерского образования? Во-вторых, у нас миллионы людей получили бакалаврское образование, а без степени магистра они не смогут дальше продвигаться. Потому что у нас есть квалификационные требования к должностям, особенно на государственной гражданской службе, на правоохранительной службе. Ты не сможешь быть, допустим, судьёй, если у тебя только бакалавриат по юриспруденции, нужно иметь степень магистра. Мы не можем этих людей ограничивать, это же конституционное право на образование», – пояснил министр.

Ну и, наконец, третий аргумент — иностранные студенты. «Мы входим в топ-7 стран в мире по количеству иностранных студентов. Для них это понятная система, они могут приезжать учиться и потом возвращаться к себе, продолжать обучение», – отметил Фальков.

По его мнению, «не нужно искусственно зажимать возможность развития специалитета и создавать преимущества бакалавриату и магистратуре». «Надо дать возможность индустрии самой вместе с университетами определить, какая форма наиболее востребована. А потом человек сам будет решать, куда он пойдёт учиться», – сказал глава Минобрнауки.

В ходе интервью министр перечислил некоторые огрехи Болонской системы, из-за которых качество образования может снижаться. Среди них — неспособность некоторых вузов обеспечить разницу уровней сложности двух степеней учебы, а также неограниченный доступ к переходу от одной специальности к другой, часто не связанной с предыдущим опытом студента. В дальнейшем в России может появиться перечень специальностей со свободным поступлением в любую магистратуру и поступлением только по смежным областям.

В заключение Фальков подчеркнул, что отныне Россия «не связана какими-то представлениями извне», она должна «ориентироваться на собственные потребности».

Член-корреспондент Российской академии наук (РАН), профессор Пётр Чумаков, комментируя ситуацию, отметил, что в своё время при переходе на Болонскую систему Россия хотела взять то, что было на Западе, но в итоге взяла не самое лучшее. Например, многие студенты стали ограничиваться только бакалавриатом, который, по словам собеседника, не даст человеку достигнуть высот и не сделает из него специалиста. Так, Болонская система плодит недоучек, считает учёный.

«Я учился по советской системе, которая была практически преемницей немецкой системы образования и также практиковалась в Российской Империи. Это специалитет, образование очень высокого качества. У нас не было проблем выбора, мы просто получали очень широкое образование и могли специализироваться в той области, которая нам интересна. При этом у нас были распределения на кафедре — опять же в зависимости от того, что нравится, — с последующим углублённым изучением предмета. Кафедры можно было менять, можно было даже в другие вузы переходить. В общем, это была достаточно гибкая система, и я не понимаю, почему от неё отказались. Можно, стоило её модернизировать, осовременить», – сказал он.

Болонскую систему, по воспоминаниям Чумакова, вводили на волне отрицания любых достижений и разработок, поскольку система образования стала слишком догматической и даже политизированной. Как считает профессор, хотелось от всего отказаться в пользу чего-то нового, и здесь обратили внимание на распространённые на Западе практики.

«Но, как я уже сказал, мы взяли оттуда не лучшее. Если честно, я негативно отношусь к двухуровневой системе высшего образования. Поэтому, на мой взгляд, Фальков в этом интервью говорит о полумере. Видимо, под давлением общественности он вынужден говорить, что от этой системы мы-де отойдём, но что-то ещё и оставим», – добавил членкор.

В заключение он выразил уверенность, что рано или поздно Болонская система уйдёт из России. Это случится даже вопреки воле тех людей, кто принес её в страну и до сих пор «сидит наверху», подытожил Чумаков.

Болонская система предусматривает двухуровневую систему образования: бакалавриат и магистратура. В российской системе, помимо этих двух уровней, предполагает подготовку специалистов с нормативным сроком обучения в пять-шесть лет.

Россия присоединилась к Болонскому процессу 19 сентября 2003 года.

По материалам «Ъ», РИА Новости, НТВ.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх