На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 124 подписчика

Свежие комментарии

  • C Major
    со всеми вытекающими последствиямиВласти Эстонии пр...
  • C Major
    признать Эстонию, как купленный у Швеции товар, как это и есть по сути,и относится как к собственностиВласти Эстонии пр...
  • Искандер
    Ну, к примеру, сынок до невозможности свирепого в болтовне Медведева Илюшенька сильно занят "частными бизнес-проектам...«Его сынок − элит...

Где в Москве снимали фильм "Иван Васильевич меняет профессию"

Откуда взялась идея для такого необычного фильма? Правда ли, что на театральных подмостках такой спектакль хотели поставить ещё в 1930-х? В каком доме проживал главный герой, и действительно ли там такие просторные квартиры, как показывали в кино? А также - как Иван Васильевич умудрился с одного балкона увидеть далёкие друг от друга места? И где снимали сцены 16 века? Об этом и не только расскажу сегодня.

Откуда взялся "Иван Васильевич"

Фильм, который снял режиссёр Леонид Гайдай, полюбился многим. В год своего выхода, а было это в 1973-м, картина стала лидером кинопроката. Её посмотрели более 60 млн человек. В основе - забавная #история про изобретателя машины времени, который с помощью своего оборудования случайно переместил в советскую эпоху царя Ивана Грозного. Кинолента получилась смешной, динамичной и довольно интересной.

В основу фильма легла пьеса 1936 года, которую написал Михаил Булгаков. Правда называлась она просто "Иван Васильевич". Сюжет в принципе очень похож на то, что мы увидели в кино. Только действие происходило в 1930-х и главный герой жил не в собственной квартире, а в коммунальной. В том же году пьесу решили поставить в театре Сатиры в Москве. Но до премьеры дело так не дошло.

Фрагмент рукописи пьесы М.А. Булгакова "Иван Васильевич". Отсюда: http://marinamb485.blogspot.com

Булгаков очень мрачно описал времена Ивана Грозного. Писатель показал царя, как безжалостного человека, который не терпел никакого свободомыслия. Исследователи творчества Михаила Афанасьевича считают, что была отсылка к тому, что творилось в 1930-е годы в #ссср , в частности в Москве. Чиновники, похоже, также уловили связь. Поэтому зрители пьесу так и не увидели. Впервые опубликовали произведение только в 1965 году. Широкую известность оно получило через 8 лет, когда на экраны вышел фильм "Иван Васильевич меняет профессию".

Снаружи лучше, чем внутри

Главный герой картины, которого зовут Шурик, в кино жил уже не в коммунальной квартире, а в отдельной. Она находилась в доме №13с1 на Новокузнецкой улице. Здание возвели из розового кирпича в 1971 году. Раньше на его месте была малоэтажная застройка. Сооружение выделялось лоджиями, а также волнистой формой. За это многие жители окрестностей вскоре прозвали дом "гармошкой", а некоторые - "пьяным".

Дом №13с1 на Новокузнецкой улице. Фото отсюда:https://i4.vsn.ru
Дом №13с1 на Навокузнецкой улице. 1980-1981. С сайта www.pastvu.com.
Такая застройка была на месте дома №13с1 на Новокузнецкой улице, 1959. С сайта www.pastvu.com.

Леонид Гайдай выбрал этот дом по двум причинам. Во-первых, чтобы подчеркнуть технический прогресс и разницу с временами Ивана Грозного. Во-вторых, здесь находился магазин "Радиотехника". Он был очень нужен для сюжета. Именно его показывали в кадрах, где Шурик бегал в поисках необходимой детали для машины времени. Правда удалось ему это не с первой, а с третьей попытки. Остальные два магазина снимали рядом - в магазине "Свет", которого сегодня уже нет.

Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию", 1972. В доме действительно находился такой магазин, только назывался "Радиотехника". С сайта www.pastvu.com.
Съёмки фильма "Иван Васильевич меняет профессию" во дворе дома №13с1, 1972. С сайта www.pastvu.com.
Реальная планировка трёхкомнатной квартиры в доме №13с1 на Новокузнецкой улице. С сайта www.cian.ru. Обычных окон здесь нет. Только лоджии.

В кино мы также можем видеть лоджии дома на Новокузнецкой улице, которые выходят во двор. К сожалению, внутренние интерьеры (комнаты, лестничные пролёты и коридоры) снимали на "Мосфильме". Несмотря на свой прогрессивный внешний вид, внутри здания всё было по-другому. В доме отсутствовали такие большие квартиры, как мы видим в кино. Площадь жилых комнат в трёшках здесь едва достигает 15 метров, а кухонь - 8. Если посмотрите фотографии на сайтах по продаже недвижимости, то вы заметите, что комнаты в основном небольшие и узкие.

Поворот головы, перемещающий в пространстве

В сцене, когда Иван Грозный выходит на лоджию и произносит знаменитую фразу "Лепота", зритель может увидеть две разные части Москвы. В начале - это церковь Папы Римского Климента в одноимённом переулке около метро "Третьяковская". Впервые храм упоминается в 1612 году. Тогда он был деревянным. Сооружение, которое мы видим сегодня, появилось в 1769 году.

Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию". На заднем фоне видна церковь святого Климента. Это снимали с лоджии дома на Новокузнецкой.
Церковь святого Климента в одноимённом переулке, 1870-1880. С сайта www.pastvu.com.
Церковь святого Климента от пересечения с Пятницкой улицей, 1970. С сайта www.pastvu.com.

Историки так и не определились, кто являлся автором сооружения. Но большинство склоняется к версии, что это был швейцарский архитектор Пьетро Антонио Трезини. Церковь построили в стиле барокко. Поэтому даже сегодня она остаётся одним из самых красивых сооружений города. В советские годы помещения храма использовали в качестве книгохранилища библиотеки имени Ленина. Только в 2008 году здесь начали вновь проводить богослужения. А через 6 лет церковь открылась полностью после реконструкции.

Церковь после реставрации. Вид в сторону Пятницкой улицы, 2016. Фото из Википедии.

Таким образом, первый вид сняли действительно с лоджии дома на Новокузнецкой улице. А второй - уже нет. Перед нами предстали Москва-река, Кутузовский проспект, Новоарбатский мост, здание СЭВ и гостиница "Украина". Возможно, снимали панораму с последних этажей дома №26 на Новом Арбате (проспекте Калинина). Он был одним из пяти жилых зданий, которые появились на чётной стороне в 1967 году. За основу архитекторы взяли типовую серию 1-МГ-601-Ж. Изначально планировали сделать вообще дома гостиничного типа для молодых семей без кухонь и с маленькими комнатами. Но в итоге проект поменяли.

Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию". Здесь царь уже оборачивается и перемещается в Новокузнецкой улицы на Новый Арбат.
Практически тот же ракурс, но фото сделано в 1967-1968 годах. С сайта www.pastvu.com.
Строительство тех самых жилых домов (на фото справа), с одного из которых снимали панораму Москвы в фильме, 1967. С сайта www.pastvu.com.

В сцене с панорамой, а также некоторых других ещё не раз можно увидеть окрестности этого района Москвы. Некоторые исследователи творчества Гайдая считают, что режиссёр хотел создать у зрителя впечатление, что Шурик жил где-то на Новом Арбате. Возможно, чтобы опять-таки подчеркнуть разницу с временами Ивана Грозного. Проспект в те годы воспринимался, как торжество технологий.

Не только Москва

Гайдай практически полностью следовал булгаковской пьесе. Но, мне кажется, что решение заменить время действия на 1970-е было удачным. Всё-таки если бы перед Иваном Грозным предстала #москва середины 1930-х, то царь не испытал бы настолько мощного удивления. Конечно, по сравнению с 16 веком, город изменился полностью. Но было в нём что-то привычное для старой Москвы: узкие извилистые улицы, отсутствие большинства проспектов и высотной архитектуры.

Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет професию". Отюсда: https://stihi.ru

В конце отмечу, чтобы не писали возмущённые комментарии. Сцены времён Ивана Грозного снимались не Москве. Хотя многие думают, что под это выделяли палаты Кремля. Но нет - киношникам пришлось уехать в Ярославскую область, в город Ростов. Также снимали на берегу Чёрного море - в Ялте. Например, сцену, где звучит песня "Звенит январская вьюга". В итоге получилось отличное #советское кино , которое и сегодня можно с удовольствием посмотреть.

Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию". Эту сцену снимали в Ростовском Кремле.
Сцены фильма "Иван Васильевич меняет профессию" в Ялте. Фото отсюда: https://mevamevo.livejournal.com
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх