Сталину не раз приносили документы о повышении квартплаты гражданам. Дело понятное - плата за ЖКХ в Союзе была не сказать, чтобы копеечная, но и не сильно зубастая. Любой стройтрест мог показать на пальцах - такая плата ни ремонт, ни новую стройку не окупит. Надо повышать и повышать в разы. Мы этого не понимали, зато сейчас научили. Достаёшь жировки из почтового ящика и поражаешься - ну надо же, вроде уж некуда, а опять выросли. Чудеса!
Известен замечательный ответ товарища Сталина, после которого ходоки из трестов в кабинет вождя захаживать побоялись. Примечательно, что напрямую спорить с этими реформаторами даже Сталин не мог. С цифрами отчётов спорить тяжело. Потому ответил так, что лбом не прошибёшь. И сразу снял все вопросы, но об этом чуть позже.
Что любопытно, стал искать исторические источники про квартплату в раннем СССР и наткнулся на чистое поле. Не то, что не пишет никто, так материалы, что были, полное ощущение, повычистили до донышка. Не надо сегодня журналистам про такое писать. Гораздо страшнее пилюлька для осознания реального положения дел, чем любые дурацкие расследования про очередного проворовавшегося чинушу. Но кое-что накопать удалось, извольте.
Итак, далёкий двадцать пятый год, скоро уже как сотню лет отмечать будем. Всероссийский исполнительный комитет принимает декрет об оплате жилья. Впервые толковое определение как следует считать тариф. Написано на птичьем языке экономистов, но гораздо лучше, чем сегодня:
"Тариф рассчитывается из бездефицитного ведения домового хозяйства, на основе учета средней для данной местности стоимости эксплуатации и амортизации строения и погашения процентов на затраченный в строительство капитал".
Переводя на русский - плата за жилье состояла из реальных затрат на его содержание и обновление. Плюс небольшая надбавка, как проценты за новое строительство. Та самая стопроцентная оплата за жильё про которую с таким сладострастием рассказывали экономисты-кровопийцы девяностых.
Что сегодня учтено в ценах платёжки из почтового ящика не разберётся никто и никогда. Оно ровно для этого и придумано. Но даже в документах тарифного регулирования сегодня совсем другие пироги. Вместо компенсации затрат везде зашиты ссылки на цену рыночную. То есть будете платить, пока в кошельке хоть какие-то копейки позвякивают. А куда мы денемся из собственной квартиры? Какой уж тут рынок, это называется грабёж монополий!
Что любопытно, даже такая, справедливая оплата затрат показалась Советской власти слишком обременительной для граждан. И начинаются чудеса плановой экономики. Как ни странно, исключительно в пользу простых людей.
Большевики делят ставки квартплаты в зависимости от дохода рабочего. Например, для завода коммунальный тариф за содержание помещений склада мог плавать от полутора до двух рублей за метр. Для частного кустаря или артельщика цена уже в четыре раза меньше, в районе пятидесяти копеек. А для рабочего и того меньше, десять-пятнадцать копеек за метр. Вполне справедливо.
Больше того, в законах появляются ограничения максимальной платы за квартиру. Не в рублях, а в процентах от зарплаты. Идея невообразимая в мире западного капитализма. Знаете кто пишет про это? Один из крупных западных капиталистов Джозеф Дэйвис.
Да-да, тот самый посол США к Сталину, замечательную книгу мемуаров которого я впервые перевёл на русский. Сам крупный бизнесмен, известный юрист, муж самой богатой женщины Америки, живо интересовался как устроено производство у коммунистов. Пожалуй, единственный из западных дипломатов объехал наши крупнейшие промышленные производства.
Везде общался с людьми от директоров, до простых рабочих. Записи бесед крайне любопытны. Поражали его часто вещи, для нас абсолютно привычные. Например, он оказался в полном восторге от идеи детского садика или дома пионеров. А также от скорости, с которой в строящихся районах росли новые школы.
Вот как посол Дэйвис пишет о квартплате промышленных рабочих:
"Плата за жильё в фабричных жилых домах различается в зависимости от числа членов семьи и метража, но как правило, не превышает пятнадцати процентов месячного заработка (положение, закреплённое законом). Так называемые «ударники» получают более высокую зарплату, чем обычные работники."
Пятнадцать процентов зарплаты и это в законе, больше нельзя. А теперь прикиньте сколько у нас с Вами уходит на оплату непойми как посчитанных тысяч за отопление или непонятное содержание жилья. Как давно делали ремонт у Вас в подъезде? Я уж молчу о плате за капремонт, которая просто узаконенное надувательство.
Сегодня придумать как ещё сильнее задрать тариф - доблесть чиновника. В системе ЖКХ деньги крутятся гораздо страшнее, чем в строительных трестах гангстерской Америки. Вот, где настоящая, зубастая мафия! А впереди маячит мусорная реформа, вот когда заплачем по-настоящему.
А вот чиновнику Сталинской эпохи за выдумки и безобразия с тарифами грозила вполне конкретная уголовная статья. Не сильно людоедская, чай не пятьдесят восьмая измена Родине. Но более, чем неприятная.
Удалось раскопать Уголовный кодекс РСФСР от 1922 года. Статья сто тридцать пятая, читаем:
"Взимание квартирной платы за жилища с рабочих и государственных служащих выше установленного Советом Народных Комиссаров размера, а равно выселение из жилища рабочих и государственных служащих иначе как по приговору суда карается - принудительными работами на срок не ниже шести месяцев и штрафом."
Попробуй содрать с жильца лишнего, сразу заедешь на лесоповал. Чтобы неповадно было. Очень правильная статья, сегодня ничего подобного ни в Уголовном, ни в Жилищном кодексе и близко нет. Дери три шкуры и всё в рамках закона, хищный оскал капитализма. А с клыков алчно слюна капает.
Нашёл и ещё одну любопытную справочку как итог политики большевиков по жилым домам. В пятьдесят первом году Центральное статистическое управление СССР подготовило для Лаврентия Палыча справку о размерах квартплаты по регионам СССР. Обратите внимание, вопрос сугубо житейский, а занимался им лично Берия. Потому что интересы рабочего были превыше всего. Сегодня представьте Мишустина или Набиуллину, разбирающих строчки жировки простого пенсионера. Представили? Вот то-то же.
Так вот статистика по СССР показывала, что доля расходов на оплату жилья в зарплате Советского рабочего перед Великой Отечественной, в сороковом году составляла в среднем всего 3,7%. А через десять лет, к пятидесятому году прилично снизилась - до трёх процентов зарплаты.
Три процента! В новой эпохе только у премьера Касьянова, если память не изменяет, такое прозвище было? Подзабыл за давностью лет, но вроде "Миша три процента?" Очевидцы врали, что он столько от каждого договора откатом брал. А при Сталине столько за квартиру рабочий платил.
Для сравнения сегодня доля расходов на коммуналку по стране совсем не три процента. Гуляет от двадцати процентов до половины дохода. И не одного кормильца-работника, а дохода всей семьи. Вот где подлинное людоедство, отопление и вывоз мусора кушают людей заживо.
Знаете, что именно ответил товарищ Сталин ходокам из стройтрестов на тему повышения коммуналки? На Владимира Ильича сослался. Потому что с вождём первого в мире государства рабочих и крестьян не поспоришь. Сталин просто повторил слова Ленина:
«Квартира - главное для рабочего, ни в коем случае нельзя ущемлять его в этом!»
После чего пару раз стукнул трубкой по столу и развёл руками:
- Забирайте свои бумажки, товарищи. Против Ленина не пойдём!
МемуаристЪ.
Свежие комментарии