На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 124 подписчика

Свежие комментарии

  • Martina Bratislava
    да ,у нас идёт страшная битва народа с молодой генерацией, которой запад уже успел вытереть мозги...🤦   Эту битву мо...ВС РФ уничтожили ...
  • александр холявка
    как-бы рад я был увидеть этого комиссара на скамье подсудимогоУдивительно, но е...
  • Валерий Денисов
    Воспоминания Троцкого подтверждают наличие заговора против Сталина.О "Заговоре Тухач...

Священник белого движения о причинах поражения Деникина

Георгий Иванович Шавельский еще в период Русско-японской войны служил полковым священником. А в годы Первой мировой он был протопресвитером военного и морского духовенства. Причем сначала — в Русской императорской армии, затем, в период Гражданской войны, — в войсках А.И. Деникина, вождя ВСЮР.

В эмиграции Г.И. Шавельский написал интересные мемуары, затрагивавшие, в том числе, годы российской Гражданской войны. Конечно, бывший протопресвитер подверг собственному анализу причины поражения белых войск. Надо сказать, заметно разочарование священнослужителя в белых войсках из рубрики «ожидания — реальность». Первоначально благие для Г.И. Шавельского лозунги, «возрождение былого», старые знакомые, благородные вожди и стойкие бойцы «цветных частей» — все это вскоре померкло перед «бытовым обликом» деникинских белогвардейцев.

Конечно, для священнослужителя белые войска все равно стали «благородным ответом» на революционные «перегибы Октября». Но разочарование в мемуарах очень уж заметно.

Во-первых, грабежи. Не стеснялись этого ни солдаты, ни офицеры, ни даже некоторые признанные «вожди» белого движения (что, впрочем, не относится к А.И. Деникину и к его ближайшему окружению).

Скудные оклады в Добрармии, жажда мести и неуверенность в завтрашнем дне толкали казаков и добровольцев на самые неприглядные поступки. Что, конечно, не мог принять представитель христианства.

«Вслед за вождями грабили офицеры, казаки, солдаты. За частями тянулись обозы с награбленным добром; казаки и солдаты возвращались домой с мешками, набитыми деньгами и драгоценными вещами и, конечно, разбогатев, не хотели вновь идти воевать. Грабежи стали общим явлением, которого уже никто не скрывал... Грабежи, спекуляция, нахальство и бесстыдство разложили дух армии. Грабящая армия — не армия. Она  — банда. Она не могла не придти к развалу и поражению...» (с) Г.И. Шавельский. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота.

Генерал-лейтенант А.Г. Шкуро и сотрудники Донского отдела пропаганды, 1919 год.
Генерал-лейтенант А.Г. Шкуро и сотрудники Донского отдела пропаганды, 1919 год.

Протопресвитер называет даже конкретные имена вождей, которые «подавали пример»: А.Г. Шкуро (кубанские казаки) и К.К. Мамантов (донские казаки). Центральная белая власть прекрасно все это осознавала, но ничего не могла поделать с этими «вожаками»: как признавался генерал Романовский, казаки выходили воевать за пределы своих «войск» только чтобы пограбить, их не особо волновали идеи о спасении России. Так что запретить им грабить, а уж тем более — что-то сделать с «атаманщиной имени Шкуро-Мамантова» белая «диктаторская власть» не могла.

Рассказывает нам Георгий Иванович Шавельский и про другую причину: легкомысленное отношение к большевикам. Мол, типичный «русский бунт» неграмотных мужиков во главе с кучкой проходимцев. Забавно, что это говорили зачастую люди, оказавшиеся на окраинах страны из-за таких вот простых «бунтовщиков». Протопресвитер считал, что революцию следовало «оседлать», принять хотя бы часть изменений. И вроде среди белых попадались такие люди, согласные с подобным мнением. Но погоды они не делали. Слишком многие мечтали о мести и возвращении к старому, серьезных и вдумчивых реформаторов нашлось немного.

Надо было думать не о возвращении старых порядков, а об «новых проектах». Многие белые были готовы воевать до конца, но вот пойти на социальные уступки и подумать о всем народе — увы, нет.

Белогвардейцы в Екатеринославе, период Гражданской войны.
Белогвардейцы в Екатеринославе, период Гражданской войны.

«Если хотя бы не все, — этого никогда не бывает, — а большинство в Добровольческой Армии прониклось мыслью, что в ту пору нужно было жертвовать не только своею жизнью на поле брани, но и своими правами, преимуществами, достоянием своим, и мечтать не о реставрации старого, а о стройке нового, отвечающего интересам не отдельных классов, а целого народа, — тогда, думается, добровольческий подвиг привел бы нас к лучшим результатам...» (с) Г.И. Шавельский. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота.

Конечно, на это накладывались и многие другие факторы. Например, жесткое отношение к тем, кто служил советской власти, даже на «принудительных началах». Бывшим офицерам не доверяли, считали их людьми второго сорта. Хотя многие такие офицеры служили красным с неохотой и ждали только удобного случая для перехода на сторону белых.

Тыловой бардак, куда ж без него. Казаки-самостийники против добровольцев, «цветные части» первопоходников против возрожденных «гвардейцев», спекулянты против государственного аппарата, интеллигенция против бюрократии власти. Все были хороши, короче. Критике подвергался даже сам генерал Деникин. Он, будучи лично аскетом, пытался и остальных подтолкнуть к «войне за идею».

Белогвардейцы изучают устройство танка Мk А «Уиппет». Таганрог, период Гражданской войны.
Белогвардейцы изучают устройство танка Мk А «Уиппет». Таганрог, период Гражданской войны.

Однако у Антона Ивановича не было ни аппарата, ни организационно-политических инструментов такого уровня. Потому он не мог реально быть диктатором и полноценным правителем, слишком многие его просто не слушались. Да и сам А.И. Деникин не был создан для такой власти, не желал её.

Кроме того, Г.И. Шавельский опасался тесного сотрудничества Деникина с англичанами: Антон Иванович слишком им доверял, тогда как Великобритания преследовала собственные интересы.

В общем, Георгий Иванович Шавельский, на мой взгляд, не только был последним протопресвитером военного и морского духовенства. Он также неплохо себя проявил как автор мемуаров и даже аналитик. В любом случае, далеко не каждый белый мемуарист отваживался на подобные разборы и высказывания...

Тёмный историк. Яндекс.Дзен.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх