На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 138 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Шестаков
    Американцы проводили политику выжженной земли, британцы постоянно стравливали народы между собой, чтобы после легче б...ВСУ намерены излю...
  • Юрий Шестаков
    Ну, вот и признался Столтенберг, что США воюют на Украине против России! А то "помощь" гуманитарную оказывают, старен...Столтенберг назва...
  • Татьяна Маштакова
    ТМ А что вообще в Нидерландах ожидали услышать от российского посла? Ну не жалко им своих самолётов... а Россия так в...В МИД Нидерландов...

Управленец или предприниматель: кем должен быть директор сетевого магазина у дома?

В российской торговле появляется тренд: наемные директора и управляющие сетевых продуктовых магазинов с подачи работодателя проходят ускоренное бизнес-обучение, чтобы приобрести и развить мышление предпринимателя. Что скрывается за обучением менеджеров предпринимательству и бизнесу? И каких изменений стоит ждать посетителям минимаркетов и гастрономов у дома?

Из кассира в боссы бизнеса? Все началось в апреле 2021 года, когда крупный российский продуктовый дискаунтер запустил проект по развитию предпринимательского мышления у директоров своих магазинов якобы для развития бизнеса. За пять месяцев была разработана система и программа обучения, которое прошли более 21 тыс. директоров магазинов. Результаты проекта руководство сети ожидает получить в ближайшие полтора года.

Отметим грандиозность замысла — за год или два дать стране несколько десятков тысяч предпринимателей. Но тут видна и проблема сетевой торговли: дефицит руководителей сетевых магазинов. У сетевых компаний возникают сложности с поиском управляющих вместо уволившихся после инвентаризации или из-за низкой зарплаты при огромных нагрузках.

Как правило, средний директор сетевого продуктового магазина у дома может рассчитывать на оклад чуть больше 40 тыс. руб. в месяц. При этом он имеет колоссальную ответственность за сохранность и безопасность товара, за сотрудников и покупателей. И работает по 12 часов в сутки при пяти-, а то и семидневном графике. Да, он может получать премию. Но для этого директор магазина должен соответствовать большому числу критериев и выполнить десятка два показателей. А если магазин плохо отчитался, до следующего учета надо работать за оклад, который ниже, чем у квалифицированного токаря или пекаря.

Справедливо было бы поднять оклад, но для бизнеса это повлечет рост издержек. Очевидно, выгоднее найти замену и быстро переподготовить претендента, особенно когда есть безработица и многие предприниматели отказываются от собственного бизнеса и хотят стать наемными руководителями. За семь месяцев 2021 года, по данным Forbes, в России общее количество ИП сократилось на 130 000, или на 4%. Чем не ресурс? Да и среди персонала есть желающие прирастить доходы. Специалистов находят и за две недели или месяц учат или переучивают в собственных (очевидно, несертифицированных) учебных центрах директоров из числа заместителей, а часто и из кассиров.

Чему и зачем учат? За короткий срок будущих директоров обучают администрированию, пользованию программой учета движения товаров, применяемой системе отчетности. Затем бросают новоиспеченных руководителей в бой, те выгорают, им на смену приходят новые, и так по кругу. За год директорский корпус сети может обновиться на 20% и более, что очень много. Кто-то справляется и образует некий управленческий костяк благодаря способностям и умению учиться на собственном опыте, но таких мало. Поэтому идея решить эту проблему, обучив директоров магазинов нелегкому предпринимательскому ремеслу, которое не каждому под силу, — это настоящая инновация. Только вот нужна ли она сегодняшней торговой отрасли?

Когда я заканчивал МИНХ им. Г.В. Плеханова в 1982 году, директора магазинов полноценно руководили и имели инструменты влияния. Даже когда товары распределялись по фондам, их надо было еще «выбить» и продать. Руководителей в торговле учили считать прибыль, думать при выкладке товара, заключать договоры и контролировать бухгалтера. С началом сетевизации торговли у директоров магазинов оставалось все меньше рычагов влияния, а сегодня их просто нет. Над ними целый офис начальников, а рядом еще и супервайзер (который зачастую недавно в торговле) и региональный директор (уже поднаторевший руководитель). Происходящий и почти завершившийся процесс лишения директоров сетевых магазинов рычагов реального управления — это отголоски западного подхода экономии на всем, что не приносит результата. Постепенно рабочее место директора сетевого магазина в дисконтных сетях оказалось на кассе, и многое встало на свои места. Директор стал администратором, которому запрещено предпринимать какие-либо действия.

В этих условиях учить их навыкам предпринимателя несколько странно. Допустим, все директора магазинов получили новые компетенции (навыки анализа отчетов, улучшения по финансовым индикаторам, составления плана действий в своей зоне ответственности по результатам анализа, работы в команде и т.п.). И что они будут с этим делать? Один-два действительно способных уйдут в центральный или региональный офис. А остальные? Не получится ли, что обучение навыкам предпринимателя им только навредит, так как при прежнем уровне ответственности их полномочия не расширятся?

Что делать? Сама идея обучения правильная, только идти стоит с другой стороны. Нужно понять, что директора сетевых магазинов сегодня — это администраторы, и именно в этой роли они востребованы современным сетевым бизнесом. К тому же жизненные ценности у них другие: им хочется стабильной работы и только потом (и не всем) —  карьерного роста. Удержать их в должности можно, если научить работать с людьми, чувствовать и настраивать персонал на работу, структурировать свое время. Их нужно учить стрессоустойчивости, умению расслабляться, пониманию, когда нужно что-то сделать, а когда не стоит. Они должны обучаться инструментам борьбы с воровством покупателей и сотрудников, чистоплотности.

Обучить всему этому возможно, если в основе будут находиться базовые знания, которые современные администраторы могут получить в университетах (для работы с коллективами высшее образование необходимо) или переучиваясь в очно-заочном формате, проходя практику по месту работы, участвуя в вузовской подготовке учебных центов компаний для успешного освоения специфики.

После этого необходимо давать директорам магазинов некоторые инструменты влияния на финансовые результаты. Например, право самим нанимать сотрудников в пределах штатного расписания, варьировать нагрузки персонала. Отказываться от поставки не продающихся в конкретном магазине товаров. Принимать решения по уценке товаров. И все это должно быть подкреплено грамотно выстроенной системой оплаты. Директор магазина — это руководитель коллектива, и базовые условия труда и оплаты у него должны быть не хуже, чем в других отраслях.

Вячеслав Чеглов, профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Картина дня

наверх