На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 124 подписчика

Свежие комментарии

  • C Major
    со всеми вытекающими последствиямиВласти Эстонии пр...
  • C Major
    признать Эстонию, как купленный у Швеции товар, как это и есть по сути,и относится как к собственностиВласти Эстонии пр...
  • Искандер
    Ну, к примеру, сынок до невозможности свирепого в болтовне Медведева Илюшенька сильно занят "частными бизнес-проектам...«Его сынок − элит...

Коронавирус — "черный лебедь" глобального кризиса

е так страшна новая эпидемия коронавируса в Китае, как сопровождающая его неопределенность. В конце концов, это не первая и не последняя эпидемия в мире.

Сезонные вспышки обычного гриппа и ОРВИ ежегодно делают временно нетрудоспособными миллионы работников, нанося ущерб экономике. И летальный исход невозможно полностью исключить даже от вполне, на первый взгляд, обычной простуды. Любая эпидемия не длится вечно, как правило, она быстро достигает своего пика и идет на спад.

Так отчего же в этот раз предпринимаются такие беспрецедентные меры, когда карантин вводится на целые области Китая с десятками миллионов жителей, останавливаются предприятия, замирает торговля, полностью парализуется туристическая отрасль, ограничивается транспортное сообщение, закрываются границы? Процент смертности вроде бы невысок, около 2%, что гораздо ниже показателей предыдущих эпидемий. Но общее число заболевших уже бьет рекорды 21 века, и темп роста не собирается замедляться. А главное, все еще слишком много факторов неопределенности, которые и вызывают панику. Распространение через воздух, растянутый и нестабильный инкубационный период, возможность заражения на любой стадии болезни. И основное – отсутствие четкой методики лечения.

Каждый знает, что делать при гриппе, какой бы новый штамм ни появился. Но что делать с новым коронавирусом? Именно этот фактор неопределенности лежит в основе паники – никто не хочет рисковать и играть в эту "рулетку" с неизвестным исходом. Полагаю, как только методики лечения и соответствующие лечебные средства будут выработаны, паника прекратится, и это произойдет быстрее, чем пойдет на спад сама вспышка.

Пока этого не произошло, все, что происходит вокруг коронавируса, приносит экономике КНР и стран региона ущерб больший, чем сама болезнь. Полностью парализована туристическая отрасль Китая, и это косвенно ударило и по российскому туристическому бизнесу, поскольку группы из Китая – основная часть российского въездного туризма. Туроператоры уже оценивают потенциальные потери в размере до 100 млн долларов, кроме них доходы теряют гостиницы, кафе, продавцы сувениров и автотранспортные предприятия.

Ограничиваются авиаперелеты, полностью отменяются чартерные рейсы, из-за чего авиаперевозчики рискуют потерять до 10% выручки. Страдают и другие направления, включая европейское. Например, "Уральские авиалинии" объявили о приостановке до конца зимнего сезона рейсы из Екатеринбурга в Мюнхен, Париж и Рим, а также из Владивостока в японский Саппоро. Этими рейсами отправлялись группы китайских туристов, которые делали пересадку в России.

Что-то потеряет экономика приграничных с Китаем регионов, где сильны деловые связи, на которых завязан местный бизнес, торговля, человеческие контакты, но оценить в цифрах это пока сложно.

Остановка предприятий в карантинных областях приводит к срыву поставок китайских товаров на российский потребительский рынок. Был бы настоящим "выстрелом себе в ногу" запрет на грузовое железнодорожное сообщение, который чуть было не ввели РЖД, но вовремя спохватились и отменили. Это явно избыточная мера при соблюдении рутинных профилактических мероприятий, которая могла стоить нам снижения грузоперевозок, в том числе транзитных.

Так коронавирус вредит экономике, еще и не перейдя толком через границу. Если это произойдет в сколько-нибудь значимых масштабах, в выигрыше может оказаться разве что система здравоохранения, которая получит приток средств из бюджета на профилактические мероприятия и по системе ОМС и ДМС. Но тогда это дополнительно ударит по медицинским страховым компаниям.

Китай – крупнейший потребитель сырья и ресурсов, чья активность важна для множества рынков. Снижение производственной активности в период эпидемии ведет к падению спроса и цен на сырьевые ресурсы, экспортируемые из России. Это может отрицательно сказаться на доходах российских компаний и поступлениях в бюджет.

Это все эффекты прямого влияния на экономику эпидемии, а точнее мер по борьбе с ней. Но самое неприятное, что могло бы произойти, - это если бы паника по поводу китайского коронавируса стала тем самым "черным лебедем" для начала глобальной рецессии, которого рынки так боятся и которого так ждут в последние годы. Падение темпов роста китайской экономки, теперь уже неизбежное, может стать сигналом для спекулятивных капиталов, которые начнут уходить от рисков товарных рынков и финансовых рынков развивающихся стран в сторону качества и надежности.

На опасениях этого уже дорожает золото, дешевеют нефть, медь, никель и другие промышленные металлы. Пока это ограниченные движения, но они могут стать трендом, если властям Китая не удастся эффективно и своевременно справиться с ситуацией. Или хотя бы внести убедительную внятность в происходящее для снятия фактора неопределенности.

Калачев Алексей
аналитик ГК "ФИНАМ"

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх