Официально франкистская Испания не принимала участия во Второй мировой войне. Если мы говорим о боях с американцами или англичанами, то это так. Но есть один нюанс: специально для войны против СССР была создана так называемая «Синяя дивизия» (часто её ещё называют «Голубой»), 250-я дивизия испанских добровольцев.
Да-да, открытую войну Советскому Союзу Франсиско Франко объявлять не стал, но зато разрешил своим радикалам из числа ветеранов Гражданской войны 1936 — 1939 гг. и фалангистов... пойти воевать вместе с гитлеровцами, добровольным порядком.
Ну и они навоевали... Вообще, это была своеобразная дивизия, там происходила постоянная ротация личного состава. Через эту часть прошло до пятидесяти тысяч человек.
Солдаты и офицеры дивизии совершали военные преступления, о чем писал, например, белоэмигрант В. И. Ковалевский (служил там переводчиком):
«...велика вещь, одним русским больше или меньше...» (с) В. И. Ковалевский. Испанская грусть: Голубая дивизия и поход в Россию.
![Солдат «Голубой дивизии» с пулеметом MG-34 в окрестностях Ленинграда, весна 1943 года.](https://r.mt.ru/r25/photoEFED/20974639176-0/png/bp.jpeg)
Историк Б. Н. Ковалёв указывает на то, что дивизия представляла из себя смесь безалаберности (нередкими были бытовые драки с немцами) и ярости в бою (в частности, под Красным Бором). И да, эти испанцы, в числе прочих «европейцев», блокировали Ленинград и не позволяли советским войскам снять осаду города.
В 1943 году Франко смекнул, что «пахнет жареным», да и у англо-американцев к нему вопросы появились. Каудильо официально отозвал своих головорезов, но... многие остались. Возник так называемый «Голубой легион», который Красная Армия добивала уже в Берлине, между прочим.
Подозреваю, что к 1945 году у И. В. Сталина накопились к Франко определенные «вопросы». Это еще если не вспоминать испанских коммунистов, которые мечтали о реванше за Гражданскую тридцатых. Об этом заявляла, например, Долорес Ибаррури, чей сын Рубен погиб под Сталинградом (да, в Красной Армии тоже были свои испанцы).
![Рубен Руис Ибаррури.](https://r4.mt.ru/r25/photoD0D1/20197712025-0/jpg/bp.jpeg)
В общем, Иосиф Виссарионович о генерале Франко не забыл и поднял этот вопрос на Потсдамской конференции. Сталин предложил Трумэну и Черчиллю проект, в котором указывалось на «противоестественность» франкистского режима.
Мол, это не результат нормального развития общества, а результат фактической интервенции итальянских фашистов и немецких нацистов. Так что следует призвать ООН к мерам (А. А. Сагомонян. Испанский узел «Холодной войны»).
Меры предполагались следующие: разорвать отношения с властью Франсиско Франко и «помочь демократическим силам Испании» создать такой режим, который устроил бы испанский народ.
Однако, это предложение не приняли Уинстон Черчилль и Гарри Трумэн.
![Иосиф Сталин и Франсиско Франко.](https://r.mt.ru/r25/photoDCA6/20420784874-0/jpg/bp.jpeg)
Первый заявил, что разрыв отношений с Испанией только усилит поддержку Франко внутри страны, да и вообще — он-то на нас не нападал (ну а Синяя дивизия это так, недоразумение). Трумэн поддержал британского премьера, сказав, что Испания сможет и сама разобраться со своими внутренними проблемами. Со временем.
Тогда Сталин предложил просто осудить франкистский режим хотя бы на словах, но Черчилль уперся. В итоге «Большая тройка» фактически оставила этот вопрос в «замороженном» состоянии.
Правда, в том же 1945 году СССР удалось добиться кое-какой уступки — франкистскую Испанию не взяли в ООН, открыто указав на происхождение власти Франсиско Франко.
![Сталин, Трумэн и Черчилль. Июль 1945 года.](https://r3.mt.ru/r25/photo7CF7/20643857723-0/jpg/bp.jpeg)
Но в дальнейшем Испания вышла из дипломатической изоляции, чему во многом помогла Холодная война.
А советник Франко Карреро Бланко отмечал, что «в Потсдаме нас энергично защищали Трумэн и Черчилль...».
Темный историк.
Свежие комментарии