Почти два десятилетия в Италии идет борьба между теми, кто хотел бы снять со стен итальянских школ распятие, и теми, кто этому противится. «Столетие» уже писало о том, что пришлось выдержать итальянскому обществу, чтобы сохранить христианский символ в своих школах, дойдя вплоть до Европейского суда по правам человека в Страсбурге, который вначале обязал Италию убрать распятие из государственных школ, а затем отменил собственное же решение.
Первыми, кто начал этот «анти-крестовый поход» была итало-финская супружеская пара из маленького городка Абано-Терме, которая через суд пыталась заставить руководство школы снять распятие, находившееся в классах их детей, утверждая, что это мешает им воспитывать их в духе свободы и отсутствия религиозных предрассудков.
Однако Верховный суд Италии отклонил их требование. Позже супруги обратились в суд по правам человека в Страсбурге, который в 2009 году удовлетворил их иск. Италия сразу же опротестовала его и, не в последнюю очередь, из-за активной реакции общества, причем как правых, так и левых сил. Два года спустя судьи из Страсбурга, как говорится, «дали задний ход», чтобы не осложнять и без того сложные отношения внутри ЕС.
А реакция общества тогда была действительно мощной, подтвердив слова одного политика левого толка, о том, что «Италия – светское государство, но страна глубоко католическая». Мэры и муниципальные советники многих городов в знак протеста начали закупать и рассылать новые распятия в школы, больницы, государственные учреждения и университеты. Выставили их владельцы многих баров, ресторанов и магазинов.
Директор Театра Беллини в сицилийском городе Катания хотел даже поместить крест на фасаде, а в Неаполе, известном своими «рождественскими яслями», группа горожан ратовала за то, чтобы выставить на главной площади крест и сцену рождения Спасителя.
На какое-то время «противников распятия» удалось усмирить, но борьба, как оказалось, отнюдь не закончилась, а лишь была отложена.
Следующий раунд судебных разбирательств из-за распятия в школах начался несколько лет назад благодаря иску одного преподавателя, который был настолько нетерпим к христианскому символу, что снимал его со стены каждый раз, когда начинал урок. Причем делалось это часто вопреки протесту школьников, учитель был неумолим — он заявлял, что распятие подавляет его свободу совести.
Директор школы, узнав об этом, вынес ему дисциплинарное взыскание с последующим вычетом из зарплаты. Распятие в итальянских школах находится не по воле отдельных лиц, а согласно закону, принятому в 1924 году, который до сих пор в силе, поскольку отменить его может только Парламент. Однако преподаватель, самовольно убиравший распятие, счел себя обиженной стороной и обратился в суд, требуя компенсации за моральный и материальный ущерб.
Несмотря на то, что итальянская школа сейчас переживает тяжелейший период, и учителей и учеников больше занимает безопасность во время пандемии и качество образования, которое ухудшается год от года, но решения Верховного суда по этому вопросу ждали, затаив дыхание.
И вот, наконец, судьи вынесли свой вердикт, который вызвал всеобщее недоумение: в данном конфликте, считают они, ни одна из сторон не была права.
Воинствующий преподаватель, потому, что распятие — это «пассивный символ», который ни коим образом не может влиять на чьи-либо взгляды; а директор школы потому, что не вступил в диалог со своим сотрудником, чтобы найти «приемлемое для всех сторон решение». В общем, на сей раз судьи попытались угодить «и вашим и нашим», а главное, создалось впечатление — они дали понять, что больше не хотят заниматься этим вопросом, предоставляя школьным коллективам право самим найти решение «взвешенное, умеренное, способное удовлетворить все стороны».
С одной стороны, читаем в решении суда, «присутствие распятия в школьных классах не создает разделения или противостояния, но является выражением коллективного сознания и символом тысячелетней христианской культуры Италии». С другой, утверждается, что хотя распятие больше не обязательно держать в классах, поскольку закон был принят во времена Итальянского королевства, которого давно уже нет, но это отнюдь не значит, что его необходимо снять. Поэтому отныне «коллективам школ предоставляется автономно решать — выставлять распятие в классах или нет, при уважении и соблюдении чувств и религиозных верований всех членов коллектива, выставляя, в случае необходимости, рядом с распятием и символы других религий» (!).
Пока неизвестно, удовлетворит ли такое решение Ватикан. Генеральный секретарь Итальянской епископской конференции Стефано Руссо был весьма осторожен в своих оценках, заметив, что необходимо внимательно изучить все документы.
Однако это, на первый взгляд, вполне «политкорректное» решение открывает путь опасным прецедентам. В прошлые годы с исками убрать распятие из школ или больниц в итальянские суды уже обращались мусульмане, но дело всегда заканчивалось отказом, и никому из них в голову не приходило вступать в полемику с законами приютившей их страны. В тот момент общество еще было в состоянии сказать: да, мы готовы принимать иммигрантов и дать возможность их детям учиться в итальянских школах, но никто не должен диктовать нам свои условия.
С того момента прошло более десяти лет, и ситуация изменилась. Ушли со сцены прежние политики, и можно сказать, что на сегодняшний день в Италии не осталось политических сил, которые могли бы достойно представлять интересы своих сограждан.
Более того, в последние десятилетия страна непрерывно наводнялась иммигрантами с Востока, из Азии и Африки, которыми при падении рождаемости среди коренного населения недальновидные политики пытались «заткнуть» демографическую дыру.
И вот результат: теперь как мусульмане, так и буддисты и даже язычники могут требовать от руководства школ, где учатся их дети, поместить рядом с распятием символ звезды и полумесяца или статуэтку Будды, а то и просто африканских идолов.
А впоследствии, возможно, кто-нибудь потребует исключить из школьной программы «Божественную комедию» Данте и многие другие произведения, поскольку они «оскорбляют чувства нехристиан».
Будет ли это способствовать «мирному сосуществованию» представителей разных религий в итальянском обществе — это еще очень большой вопрос! Как мудро заметил один итальянский публицист, настоящее религиозное братство было бы тогда, когда одновременно с каждой мечетью, открываемой на европейской территории, открывались бы и христианские храмы в странах Востока. Но этого нет, а есть одно последовательное наступление на традиционные ценности Европы, которое уже принесло свои пагубные плоды, и можно не сомневаться, что принесет и еще.
Ирина Баранчеева, Рим.
Свежие комментарии