На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 124 подписчика

Свежие комментарии

  • Martina Bratislava
    да ,у нас идёт страшная битва народа с молодой генерацией, которой запад уже успел вытереть мозги...🤦   Эту битву мо...ВС РФ уничтожили ...
  • александр холявка
    как-бы рад я был увидеть этого комиссара на скамье подсудимогоУдивительно, но е...
  • Валерий Денисов
    Воспоминания Троцкого подтверждают наличие заговора против Сталина.О "Заговоре Тухач...

Протестный май в Армении: убрать Пашиняна у оппозиции не получается

В течение всего мая армянская парламентская оппозиция в лице фракций «Айастан» «Армения и «Честь имею» проводила уличные акции протеста в Ереване. Формальным поводом к началу этих акций послужили два заявления премьер-министра Никола Пашиняна. Сдав территории во время войны 2020 года в Карабахе, он, возможно, сумел бы спасти тысячи жизней, но результат был бы аналогичен итоговому, сетовал Пашинян с трибуны парламента. Но, отказавшись сделать это, он стал виновным в гибели тысяч людей. Видимо, имелась в виду возможность остановки боевых действий 19-20 октября 2020 г., предлагавшаяся Владимиром Путиным, на которую премьер Армении тогда не согласился.

Кроме того, по словам Пашиняна, международное сообщество ожидает от Еревана признания территориальной целостности Азербайджана и «снижения с армянской стороны планки по статусу Нагорного Карабаха».

Используя эти два заявления, парламентская оппозиция, называющая себя «Движением сопротивления», поставила под сомнение не только способность, но и право Пашиняна вести переговоры по вопросам нормализации отношений с Азербайджаном и Турцией. Отсюда и главное требование оппозиции – отставка премьер-министра, т. к. продолжение его правления, мол, несет угрозу безопасности Арцаху (Нагорному Карабаху) и его будущему статусу, а также проживающему там армянскому населению. Соответственно, был выдвинут лозунг спасения Арцаха.

При этом умалчивается то обстоятельство, что на последних внеочередных парламентских выборах годичной давности центральным пунктом предвыборной программы Пашиняна и возглавляемого им «Гражданского договора» была реализация «программы мира» и нормализации отношений с соседями. По итогам выборов Пашинян и возглавляемая им партия получили конституционное большинство в законодательном органе. И хотя мотивация большинства поддержавших его избирателей не ориентировалась на этот пункт программы, чисто формально он получил мандат на ведение этих переговоров. Прежде всего, это касается вопросов разблокирования коммуникаций, а также делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы, т. е. того круга вопросов, которые были согласованы в трех совместных заявлениях лидеров России, Азербайджана и Армении, начиная с 9 ноября 2020 года.

Касательно безопасности армянского населения в Нагорном Карабахе, парламентская оппозиция предпочитает обходить факт его обеспечения российским миротворческим контингентом. Более того, по этому вопросу нынешнее руководство Нагорного Карабаха апеллирует не к Армении, а к Москве, что, исходя из сложившейся ситуации, видится более адекватным.

Власть парирует обвинения оппозиции возросшими, по её утверждению, показателями помощи Степанакерту в деле поствоенного восстановления различных сфер экономики, объектов инфраструктуры, жилищного строительства. Если ещё пять лет назад 47,5% бюджета непризнанной Нагорно-Карабахской республики (Республики Арцах), покрывалось за счет беспроцентного кредита из Армении, сейчас эта цифра возросла до 73% (другое дело, считать ли это достижением – вопрос спорный). Более того, за счёт сокращения уровня теневой экономики Армении и существенного повышения собираемости налогов в Карабахе запущен ряд крупных строительных программ, финансируемых из этих дополнительных средств, говорят сторонники Пашиняна. Власти в Ереване полагают, что главным на данном этапе является сделать все возможное для того, чтобы из Карабаха не было миграции армянского населения, которому надо оказывать всяческое содействие. Можно констатировать, что те суммы, которые сегодня отсылает в Карабах правительство Пашиняна, не идут ни в какое сравнение с поддержкой во времена его предшественников. Если во времена Кочаряна и Саргсяна межгосударственный кредит не превышал 110 млн долларов в год, в то сейчас эта сумма как минимум утроилась.

Следует отметить, что «Движение сопротивления» полностью бойкотирует пленарные заседания и работу в комиссиях парламента, игнорируя таким образом легальный политический инструментарий. Некоторые шаги бойкота доведены до абсурда. К примеру, отказ от встреч с парламентариями из других стран (в том числе занимающих проармянскую позицию и сторонников признания независимости Арцаха) и частичный отказ от работы на международных парламентских площадках, которая очень важна для продвижения интересов не только Армении, но и Карабаха.

Также неясно, почему нужно врываться в кабинеты различных должностных лиц с требованием высказать их позицию по Карабаху, когда эти же вопросы можно задать им в парламенте.

Если говорить о технологиях уличных акций протеста, то парламентская оппозиция во многом старается копировать приемы, использованные в 2018 году Пашиняном и его командой. Местные эксперты полагают, что речь может идти об использовании рекомендаций книги американского политтехнолога Джина Шарпа «От диктатуры к демократии». Однако ради справедливости, надо сказать, что их действия только подтверждают известное изречение о том, что любая копия хуже оригинала. Публичный центр «Движения сопротивления» находится на площади Франции в Ереване, т. е. пересечении важных транспортных коммуникаций (проспектов Баграмяна, Маштоца и Саят-Нова). Здесь размещены палатки, в которых круглосуточно находятся активисты. Власти блокируют подступы к этому лагерю, но не трогают его, регулируя объездные транспортные потоки.

Каждое утро одна-две колонны активистов (численностью в несколько сот человек) проводят шествия по центральным улицам города, поочередно блокируя различные правительственные и административные здания, а также делая попытки перекрывать центральные транспортные артерии столицы. Обычно колонны возглавляет кто-либо из парламентариев (вице-спикер парламента от оппозиции Ишхан Сагателян, депутат Гегам Манукян и др.). Находясь у блокированных зданий, участники акций протеста пытаются проникнуть внутрь, что пресекается сотрудниками спецподразделений полиции. Также пресекаются попытки блокирования транспортных коммуникаций (за исключением площади Франции). При этом полиция не использует для нейтрализации действий наиболее буйных участников акций никаких специальных средств (дубинки, шумовые гранаты, водометы, слезоточивый газ, колючую проволоку и пр.). Обычно полиция ежедневно задерживает от 100 до 200 человек, увозит в участки, но после трех часов ожидания отпускает задержанных (таково требование законодательства). Исключение составляют лица, нападавшие на полицейских во время этих акций (эти эпизоды показываются по Общественному ТВ). Их берут под стражу и возбуждают уголовные дела. Таких лиц сейчас около двух десятков.

Вечером каждого дня проводятся митинги с участием 5-6 тысяч человек и шествие по центральным улицам столицы. Наибольшее число участников митинга было 1 мая (порядка 20 тысяч), но сейчас численность участников акций снизилась до указанной цифры и стабилизировалась, т. е. не растёт и не снижается.

Заметим, что организаторы попытались перенести акции протеста за пределы Еревана, в частности в города северной Армении и перекрывать транспортные коммуникации в провинции, что не увенчалось успехом.

По мнению местных экспертов, такая «стагнация» объясняется следующими обстоятельствами: отсутствием дорожной карты и плана последующих действий в борьбе с властью, копированием уже использованных в 2018 году протестных технологий, тотальной ставкой на вопрос Карабаха (с наличием размытой повестки), отсутствием ярко выраженного протестного лидера (будущего альтернативного кандидата в лидеры страны), присутствием среди протестных лидеров лиц, отвергаемых подавляющей частью общества.

Последнее обстоятельство чрезвычайно важно для понимания проблем «Движения сопротивления». Обратим внимание только на несколько моментов: за обоими экс-президентами (Кочарян и Саргсян) тянется долгоиграющий шлейф обвинения в коррупции. Под судом, либо следствием находятся их ближайшие родственники. Кроме того, суд первой инстанции Еревана принял на рассмотрение иск Генеральной прокуратуры с требованием конфисковать имущество незаконного происхождения бывшего министра обороны страны Сейрана Оганяна и его ближайших родственников. Прокуратура требует конфисковать два здания Оганяна в Ереване, частный дом и автомобиль в квартале Ваагни, а в случае невозможности – их среднюю рыночную стоимость в 1 млрд 92 млн драмов (свыше 2 млн долларов).

Отметим, что особняк Оганяна в Ваагни, до завершения строительства которого оставалось совсем немного, строился по проекту, схожему с тем, по которому возводился Елисейский дворец в Париже.

Оганян заявил, что один из особняков в квартале Ваагни не принадлежит ему, экс-министр просто арендует его. В свою очередь, журналисты выяснили, что месячная арендная плата в этом квартале начинается с 3 тыс. долларов. Кроме того, прокуратура требует конфисковать у Оганяна более 477 млн драмов (более 1 млн долларов) как незаконно заработанные средства, а также 600 млн драмов (около 1 млн 300 тыс. долларов), которые не обоснованы как законный доход. Естественно, что бывший министр обороны всё это отрицает, а парламентская оппозиция оспаривает в Конституционном суде конституционность закона, позволяющего конфисковывать незаконно нажитое имущество. Напомним, что С. Оганян является председателем парламентской фракции «Айастан», т. е. одним из формальных лидеров акций протеста.

Армения – небогатая страна с множеством проблем. Очевидно, что многие люди не намерены поддерживать «Движение сопротивления» и не доверяют его лидерам. Скорее, большей частью общества это движение воспринимается как стремление «бывших» вернуться к власти, используя проблему Карабаха, и не более того.

У парламентской оппозиции есть достаточно мощные ресурсы, в некоторых пунктах превосходящие властные (редкая картина на постсоветском пространстве). Речь идет о финансах, средствах массовой информации, партийных и общественных структурах. Это позволяет ей активно вести свою агитационную кампанию, продвигать свою «информационную картинку» не только в стране, но и за её пределами (прежде всего, в диаспоре и даже на российских федеральных каналах). Но пока все это не способствует дальнейшему расширению масштабов протестов.

Разговоры о поддержке акций протеста из Москвы, на наш взгляд, не имеют никаких оснований. Нахождение рядом с Р. Кочаряном на одном из публичных протестных мероприятий профессора МГИМО Андраника Миграняна, скорее всего, является его личной инициативой.

Происходящее создает определенный фон напряженности для власти, но пока нет никаких признаков того, что она намерена использовать силу для ликвидации палаточного городка в центре Еревана или для разгона протестов. Скорее наоборот, Пашиняну выгодны эти акции, т. к. они поддерживают его имидж «демократа», не покушающегося на право граждан на протест.

Что касается политических требований оппозиции, то в ответ на свое нежелание заниматься реальной парламентской деятельностью она получит асимметричный ответ от партии премьер-министра. Мы полагаем, что парламентское большинство просто будет срывать пленарные заседания Национального собрания, созванные оппозицией для принятия заявлений по теме армяно-азербайджанских и армяно-турецких отношений, а также проблемы Арцаха.

Как нам представляется, акции протеста в Ереване еще будут продолжаться, но какой-либо реальной угрозы для действующей власти они пока не несут, хотя, несомненно, происходящее раздражает большинство ереванцев и создает неудобства для гостей столицы.

Саркис Мартиросян, по материалам: Ритм Евразии.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх