На онлайн-аукционе Christie's продали цифровую картину за рекордные 69 млн долл. JPG-файл художника Beeple стал первым произведением искусства за историю Christie's, который выставили на торги в виде NFT-токена, и самым дорогим за всю историю продаж таких цифровых активов. При этом стартовая цена работы была всего 100 долл. В результате автор картины вошел в тройку самых дорогих из ныне живущих художников. Почему файл ушел по цене Ван Гога? Как может измениться число коллекционеров цифровых произведений искусства? Каково будущее NFT-токенов?
Виртуальная живопись растет в цене. Цифровизация постепенно охватывает все сферы жизни, и искусство не является исключением. Само по себе цифровое искусство существует давно, но раньше оно воспринималось относительно несерьезно. Сейчас же мы видим, как его признание отражается на цене.
Следует ожидать, что распространение компьютерных шедевров продолжится. Об этом позволяют судить некоторые тренды, например повышение коммерческого значения нематериальных активов и рост биткойна. Во время пандемии люди переключились на онлайн-покупки и перестали считать обязательной возможность потрогать товар, возросло доверие к цифровым продуктам в целом. Технология NFT, позволяющая обеспечивать уникальность продукта и гарантировать его подлинность, помогает решить давнюю и объективно сложную в цифровой среде проблему защиты прав собственника.
По данным Forbes, за 2020 год рынок NFT вырос в четыре раза по сравнению с предыдущим годом и достиг 250 млн долл., а в 2021 году рост продолжается в связи с выходом знаменитостей на NFT-маркетплейсы. Наконец, как видно из истории Beeple, которая является далеко не единственным примером успеха, на предметы цифрового искусства есть спрос. А значит, какими бы странными ни казались мотивы покупки, будет и предложение.
Чем ответит классика? Несмотря на ожидаемое распространение цифрового искусства, заменить и тем более превзойти традиционное оно вряд ли сможет. Успех Beeple связан не столько с высокой художественной ценностью произведения, сколько с уже существующей популярностью автора в медиасреде.
Наверняка найдутся те, кто, вдохновившись примером Beeple, модными словами «цифровые активы», «блокчейн», «NFT-токены» и желанием заработать, принесет в цифровую среду такие произведения, которые сложно будет назвать искусством. Кроме того, при неоспоримых достоинствах NFT-токенов остаются проблемы с их влиянием на окружающую среду и гарантией безопасности.
Что дальше? Цифровое искусство продолжит распространяться. Однако однозначно говорить, что и дальше картины-файлы будут продаваться за миллионы и превосходить по цене традиционные произведения знаменитых художников, все же не стоит. Отдельные случаи возможны, но скорее в виде исключения, чем правила.
Рассматривать предметы цифрового искусства как объект инвестиций сейчас тоже сложно, так как риски слишком высокие — предсказать, как будут меняться цены на уже проданные цифровые объекты, практически невозможно. Вполне вероятно, что мода и чрезмерный ажиотаж пройдут. Рынок цифрового искусства будет развиваться и дальше, но в качестве одного из сегментов.
Елена Майорова, доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Свежие комментарии