Когда я рассказываю о «военных специалистах» в Красной армии, то часто в коментариях, нет-нет, да и вижу примерно вот такое:
— а что же это ты не рассказываешь о самой главной «мотивации»: красные заставляли воевать бывших офицеров за себя, держа под прицелом их семьи. Ах ты темный, скрываешь от нас правдивую правду, наверное сам коммунист (нет)!
Что же, давайте спокойно поговорим и об этом. Не секрет, что институт заложничества в Советской России был. Более того, случалось и такое, что за «проступки» каких-нибудь эсеров или анархистов «прилететь» могло офицерам, дворянам, представителям буржуазии и так далее.
Многие большевики тогда спокойно заявляли, что «валить надо всех подряд», не считаясь с доказательствами или уликами. Например, вот что писал чекист Мартын Лацис:
«Не ищите в деле обвинительных улик о том, восстал ли он против Совета оружием или словом. Первым долгом вы должны его спросить, к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, какое у него образование и какова его профессия. Вот эти вопросы должны разрешить судьбу обвиняемого...» (с) журнал «Красный террор», ноябрь 1918 года.
Правда, за такие слова Лациса отругал лично В.И. Ленин. Мол, надо уничтожать классы, а не людей по классовому принципу. Да и вообще, нам нужны специалисты из «старого строя» (коих в Советской России осталось очень много).
А в 1937 году Лациса (как и многих других «ударников» такого рода) обвинили в принадлежности к «латышской националистической организации». Что с ним в итоге произошло, полагаю, понятно. За что боролся...
Ну а что там с семьями офицеров? Да, действительно, такая мера номинально существовала. Потому что многие офицеры перебегали на сторону белых, прихватив, порой, секретные документы. Ряд таких инцидентов серьезно отразился на ходе Гражданской войны (Пермская катастрофа как пример).
Но современный исследователь Андрей Владиславович Ганин считает, что подобная мера была скорее угрозой, чем конкретной массовой деятельностью.
«Фактически же массовое заложничество членов семьи оставалось лишь декларированной угрозой, поскольку документальных свидетельств применения такого рода репрессий не обнаружено...» (с) А.В. Ганин. Заложничество семей военспецов — реальность или миф?
Я вам даже больше скажу, на территории Советской России остались семьи многих известных деятелей белого движения. Например, жена и сын генерала В.О. Каппеля. Сын Владимира Оскаровича, Кирилл Владимирович Строльман, — герой Великой Отечественной войны, некоторое время даже служил в конвойных войсках НКВД. В СССР жили и дети генерала М.К. Дитерихса, один стал физиком (М.М. Бредов), другой — режиссером и педагогом, лауреатом двух Сталинских премий (Николай Михайлович Горчаков-Дитерихс). То есть, никто их целенаправленно не искал и, тем более, не уничтожал физически. А это семьи не просто военных специалистов или перебежчиков, это семьи лидеров белого движения.
Известно, что советские органы (как чекисты, так и военные) во многом саботировали приказы Троцкого. Хотя в самих этих приказах речь шла не об уничтожении семей «перебежчиков», а об их учете или аресте. Так, жену генерала Каппеля действительно арестовывали, но через несколько месяцев освободили и даже предложили работу.
Дело в том, что статистикой в красных органах власти часто занимались те самые военспецы. И, самое главное, большевики опасались, что реальные «расстрелы семей» вызовут такую же ответочку с белой стороны. Сам Троцкий вспоминал, в том числе в эмиграции, что это была просто угроза. И уж тем более никто не «брал под прицел» поголовно все семьи военных специалистов. Чаще, как раз, арестовывали и даже расстреливали самих «специалистов», если их лояльность была сомнительной.
Какие-то отдельные инциденты, конечно, могли происходить, допускаю (ну Гражданская война же идет, как ни крути). Но системы «ликвидации офицерских семей» не было.
Надо сказать, что даже белые мемуарные источники крайне редко упоминают «систему заложничества всех офицерских семей».
Но можно посмотреть на эти события и с другой стороны: колеблющиеся офицеры действительно получали хороший аргумент остаться у большевиков.
Ведь и они, и их семьи содержались за счет госаппарата Советской России. А служба в РККА как раз могла стать гарантией защиты и себя, и близких от карательной политики красных...
Свежие комментарии