Как вы думаете, когда произошла первая "цветная" революция? Обычно уверяют, что это явление 2000-х годов. Хотя некоторые исследователи вспоминают 1980-е и даже 1970-е годы. Но в целом считается, что это современное явление, когда Соединенные Штаты меняют правительство той или иной страны для достижения своих целей.
И все же одна из первых цветных революций произошла гораздо раньше — в 1903 году, когда была создана Республика Панама.
Дело в том, что Панама очень удачно (или неудачно, это с какой стороны смотреть) расположена на перешейке, который соединял Южную и Северную Америку. Два континента, два океана — не место, а ключи мира!
Светлая идея построить здесь канал возникла еще в XVI веке у испанцев. Правда, король Филипп II Испанский заявил, что нехорошо пытаться разъединить то, что соединил Господь, что в переводе на нормальный человеческий язык означало, что все равно ничего не получится. Руки у человечества были коротки...
Но идея никуда не делась. В XIX веке американцы тоже периодически облизывались на перешеек — хорошо бы построить канал, но как?! В результате построили железную дорогу.
Зато в 1878 году строить межокеанский канал стали французы. Возглавили компанию строитель Суэцкого канала Фердинанд де Лессепс и его сын. Строительство оказалось дороже и сложнее, чем они полагали (кстати, ту самую железную дорогу они купили).
Результат: строительство обошлось в 22 тыс. человеческих жизней и 287 млн. долларов, потраченных непосредственно на строительство (а на взятки было потрачено еще больше), но при всех жертвах и тратах построено было менее трети канала. А в 1889 году кампания обанкротилась.
За спасение проекта (а еще в большей степени — за спасение средств) взялся инженер и один из директоров кампании Филипп Жан Бюно-Варийя.
Сначала он решил, что если будет избран в Палату депутатов Франции, то сможет удачно пристроить проект. Из этого ничего не вышло — он провалился на выборах.
Тогда он решил предложить проект строительства канала России. Он пытался доказать правительству Александра III в лице графа Витте все выгоды для России и Франции от такого канала. И тоже провал.
Тогда Бюно-Варийя обратился к США. Правда, здесь тоже были проблемы — после неудачи французов США не очень-то верили в возможность строительства канала в Панаме. Может, выгоднее и проще попытаться строить канал в Никарагуа?
Но Бюно-Варийя не сдавался — главное, было правильно приняться за дело. Во-первых, он реорганизовал компанию, создав Новую компанию Панамского канала (ее-то он и рассчитывал продать США за 100 млн. долларов). Затем он установил контакт с влиятельным сенатором от Огайо Марком Ханой. В еще нанял не менее влиятельного и уважаемого юриста из Нью-Йорка Вильяма Нельсона Кромвеля, который должен был лоббировать его интересы в Вашингтоне и провалить никарагуанский проект.
И сенатор, и Кромвель очень старались, но желание Бюно-Варийя получить 100 млн. долларов был признан чрезмерным. США не собирались проявлять щедрость. И лишь когда цена за компанию была снижена до 40 млн. долларов, Соединенные Штаты решили проявить заинтересованность в проекте.
Правда, была одна проблема — по старому договору 1850 г. США не могли строить межамериканский канал без участия Великобритании, но эту проблему удалось решить в 1901 году. Так что США могли купить Новую компанию Панамского канала и начать строительство.
Но США не собирались просто строить канал в другой стране. Они хотели получить на 100 лет полоску земли по обеим сторонам от будущего канала и управлять ей, как если бы это была американская земля. Об этом они и стали договариваться с Колумбией.
Почему с Колумбией?
Да потому что Панама была ее частью.
Конечно, в договоре с Колумбией фигурировала выплата Колумбии 10 млн. долларов и обязательство через 10 лет после ратификации договора ежегодно выплачивать Колумбии по 250 тыс. долларов. Но такие выплаты нельзя было назвать щедрыми. Колумбия отказалась ратифицировать договор.
Хотя президенту Теодору Рузвельту подобная несговорчивость не понравилась, США ничего не теряли — строить канал проще и дешевле было в Никарагуа.
Но такая возможность не устраивало Бюно-Варийя. Сорок миллионов долларов! При строительстве канала в Никарагуа он их терял.
Чтобы спасти миллионы, он решил при посредничестве США и юриста Кромвеля отделить Панаму от Колумбии. Это было не так уж и сложно, так как практически вся панамская элита работала на железной дороге, которая сначала принадлежала США, а потом Новой компании Панамского канала, а при продаже компании опять перешла бы в собственность США.
Рузвельту идея тоже понравилась, да и госсекретарь Джон Хей заявил, что США не будут застигнуты врасплох отделением Панамы от Колумбии, и военно-морским силам Соединенных Штатов будет отдан приказ крейсировать недалеко от перешейка.
19 октября 1903 года был отдан приказ кораблям «Бостон», «Нэшвил» и «Дикси» крейсировать вблизи берегов перешейка. Вскоре к ним присоединились «Атланта», «Мейфлауэр», «Вайоминг» и «Конкорд».
2 ноября колумбийские войска высадились в городе Колон для подавления мятежа, но продвинуться вглубь страны не смогли.
Почему?
Потому что служащие той самой железной дороги «не смогли» обеспечить их составами. Вот никак у них не получалось!
Зато жена одного из руководителей мятежа изготовила флаг новой страны. Вдохновлялась она флагом США.
5 ноября командующий «Нешвилом» Джон Хаббард сообщил в министерство Военно-Морского флота США, что 4 ноября «вынужден был высадить на берег силы для защиты жизней и собственности американских граждан, которым угрожали колумбийские солдаты». Он заявил, что офицеры и солдаты Колумбии начали войну против Соединенных Штатов и лишь сдержанность американских сил предотвратила кровопролитие. В общем, Соединенные Штаты попросту захватили Панаму.
6 ноября 1903 года США признали новое правительство de facto, 13 ноября — de jure, а рядовые участники революции получили по 50 долларов США.
После чего Соединенные Штаты принялись составлять договор с Панамой. И он был гораздо жестче, чем отвергнутый договор с Колумбией. Потому что по этому договору США должны были получить полоску земли вокруг канала в вечное пользование. Статья 3 давала США все права, как если бы они были сувереном территории. Кроме того США становились гарантом независимости Республики Панама и получали права поддерживать порядок в городах Панама и Колон в случае, если Республика Панама, по мнению США, оказалась бы неспособной поддержать порядок
В общем, получив свободу от Колумбии, Панама полностью утратила независимость.
Но и это было не все! От имени Панамы договор подписал французский гражданин Филипп Бюно-Варийя. Он очень торопил госсекретаря Хея в составлении договора с тем, чтобы подписать его до прибытия официальной панамской делегации. Сорок миллионов — вы же понимаете!
Договор был подписан 18 ноября в 6.30 вечера за два часа до прибытия на вашингтонский вокзал панамской делегации. А потом в Панаму ушла телеграмма с требованием немедленно ратифицировать договор, а то ведь США могут и отказаться от поддержки революции.
И что новому правительству оставалось делать? Ждать милостей от Колумбии? Они в них сомневались. В общем, выбор между колумбийской виселицей и ратификацией договора был решен в пользу ратификации.
Довольный Бюно-Варийя смог вернулся во Францию с 40 млн долларов. Провожали его словами: «Вы отплатили Вашей благородной стране и всему миру великой службой, разрубив, наконец, этот гордиев узел, который столетиями сдерживал человечество».
Панаме повезло гораздо меньше. Строго говоря, ей вообще не повезло. Как говорил Рузвельт: «Я взял Панаму, потому что Бюно-Варийя преподнес мне ее на серебряном блюде». Госсекретарь Хей писал 20 января 1904 года сенатору Спунеру: «Вы и я слишком хорошо знаем, как много в этом Договоре положений, против которых панамские патриоты могли бы возражать».
Возражать они возражали, да кто же их слушал? Между 1904 и 1920 годом Соединенные Штаты 4 раза вводили войска в Панаму.
В 1912 году это было сделано для контроля за президентскими выборами. А вдруг панамцы изберут кого-то не того? Правда, найти «не того» в Панаме в 1912 году было сложно, но вдруг? В других случаях войска вводились для «защиты жизней и собственности американских граждан».
А потом в Зоне Панамского канала появились американские военные базы. Это случилось уже при другом Рузвельте — Франклине Делано. Зато он великодушно позволил панамскому флагу быть поднятым в Зоне канала недалеко от американского флага. Панамцев это, конечно, очень утешало.
А у американцев, живущих в Зоне канала (их называли «зониен») выработалось столь высокомерное отношение ко всем окружающим неамериканцам, что рядом с ними обитатели южных штатов США выглядели невинными ангелочками. Кстати, покойный сенатор Джон Маккейн был как раз зониен.
Ну и, конечно, как часто бывает, они перегнули палку. Но это уже совсем другая история.
© Юлия Р. Белова.
Свежие комментарии