На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 124 подписчика

Свежие комментарии

  • C Major
    со всеми вытекающими последствиямиВласти Эстонии пр...
  • C Major
    признать Эстонию, как купленный у Швеции товар, как это и есть по сути,и относится как к собственностиВласти Эстонии пр...
  • Искандер
    Ну, к примеру, сынок до невозможности свирепого в болтовне Медведева Илюшенька сильно занят "частными бизнес-проектам...«Его сынок − элит...

Победа Сталина на Родине Шекспира

Сталин превратил фестиваль Шекспира в красивейший политический жест. Чопорные британские лорды извивались как ужи на сковородке, но ничего не смогли сделать против красного вождя. Блестящий пример сегодняшним дипломатам как надо тонко работать с «западными партнёрами».

Рассказывает эту историю наш знаменитый посол в Британии Иван Майский. Тот самый, на примере которого Сталин объяснял Черчиллю и Рузвельту принципы коллективной безопасности в Европе.

«Почему не дерётся товарищ Майский? Он, может, хотел бы нас всех побить. Но знает – если мы все соберемся вместе, точно его одолеем. Поэтому товарищ Майский ведёт себя прилично».
Началось всё с письма в полпредство в Лондоне в марте 1926 года. Двух лет не прошло как Британия, скрипя зубами, была вынуждена признать СССР. Отношение к молодому Советскому государству откровенно враждебное.

Письмо, на первый взгляд, совершенно невинное. Только Сталину удалось сделать из него крупное политическое событие. Наших дипломатов приглашали на ежегодное празднование в честь Шекспира в его родной Стратфорд-на-Эйвоне.

Городок небольшой – пятнадцать тысяч человек. Все доходы – от фестивалей Шекспира и продажи сувениров. Но каким-то образом он превратился в политическую площадку. Каждый год послы всех стран поднимали на главной площади флаги своих стран. Советский флаг там появиться просто не мог! Буквально только что мы сражались с британскими интервентами.

Понятно, что приглашения СССР шекспировский клуб просто никогда не направлял. Но в 1926 году произошёл «несчастный случай». Клерк взял перечень признанных Форин-Офисом стран и разослал приглашения по списку. СССР попал в рассылку по ошибке.

Майский не стал медлить и сразу отправил вежливое согласие на приглашение. Как оказалось «сунул руку в осиное гнездо». Скандал поднялся страшный. Понятно, что никакого отношения к горожанам это не имело. Британские лорды показывали Союзу его место.

В Стратфорде собирают срочно антисоветский митинг. Пишется петиция на две тысячи подписей с просьбой запретить «красным» поднимать свой проклятый флаг даже в честь Шекспира. Мэра Стратфорда отправляют в Лондон, чтобы категорически отказать русским в участии в фестивале. Опять же, не от имени властей, а от имени клуба любителей Шекспира. Никакой политики, только литература, как же.

Мэр облекает отказ в вежливые фразы, но на дипломатическом языке звучит как неприкрытая угроза. Мы, конечно, рады Советской делегации, но любители Шекспира – люди необузданные. Вдруг Советскую делегацию изобьют, а то и сделают что похуже с послом. Любители Шекспира они такие, палец в рот не клади! Может, не поздно, отказаться от приглашения?

У Майского на тот момент уже были чёткие инструкции ситуацию не отпускать. Советская делегация и красный флаг должны были появиться в Стратфорде. Майский заявляет, что Советские дипломаты не боятся нападений и закидывает удочку. Ведь никогда в истории Шекспировский клуб не отзывал приглашений:

«Вы хозяева, мы гости. Вы прислали приглашение, мы ответили согласием. Если Вы возьмете назад приглашение, мы, конечно, к Вам не поедем. Но, если Вы не можете взять приглашение назад, мы тоже не можем взять назад согласие на приглашение.»
Деваться англичанам некуда. Официально отзывать приглашение – нарваться на международный скандал и потерять лицо. Этим дело не закончилось. Нашего посланника вызывают в Форин-оффис. Практически на министерском уровне увещевают не ездить в Стратфорд. Казалось бы, обычный фестиваль любителей старинных пьес!

Майский заявляет в лучшем дипломатическом духе.

«Я совершенно уверен, что британское правительство способно поддерживать полный порядок на своей территории…
…если, конечно, оно этого желает.»
Британские дипломаты подключают газеты. Пару недель в газетах шумиха – в Стратфорде непременно будет покушение на Советского посла! А Советский флаг прилюдно сожгут. Не слабо?

Майский звонит в Москву за инструкциями. Что делать? А если действительно провокация? Международный позор, не говоря уже об угрозе жизни наших делегатов.

Этому, казалось бы, небольшому вопросу даже Сталин придал особое значение. Вождь сказал так:

«Вопросы культуры должны объединять рабочих всего мира. Уверен, английские рабочие с радостью приедут почтить память своего знаменитого поэта. И не дадут Советскую делегацию в обиду.»
Нашими дипломатами проведена замечательная работа. В Бирмингеме недалеко от Стратфорда собирается митинг рабочих. И принимается решение «приобщиться к шекспировской культуре».

В день празднования посол с женой и несколькими членами посольства прибыли в Стратфорд. Жена не захотела оставлять на вокзале небольшой чемоданчик и посол взял его с собой. Этот почти «ядерный» чемоданчик Советам ещё припомнят!

На главной площади городка высились полсотни мачт с флагами. Свёрнутый Советский – последний. Тысячи людей набились на узкие улочки и звенящая тишина, только щёлканье затворов фотоаппаратов. Все ждали что будет.

Вдруг большая группа людей, сильно отличающихся по одежде от любителей Шекспира из высших кругов, подошли к нашей делегации и стали с улыбками жать руки. Рабочие Бирмингема сдержали слово.

«Ровно в полдень впервые в истории бесчисленных шекспировских годовщин огромное красное знамя с серпом и молотом, знамя единственного тогда социалистического государства гордо развернулось в воздухе и затрепетало на легком ветерке.»
Вокруг Советского знамени сразу же заступили на караул рабочие из Бирмингема. Когда возлагали Советский венок на могилу Шекспира посол пишет, что:

«Лицо священника при этом напоминало лицо окаменевшего дракона.»
На торжественном ленче выступали дипломаты всех стран по рангу посланников. Наши тоже попросили слова и не дождались. Майский пишет записку председателю с напоминанием, что Советская делегация тоже просила слова. Опять ничего.

Майский пишет новую записку «Прекратите свои игры, категорически требую слова!» Председатель был вынужден дать слово нашему посланнику. Выглядел при этом как «человек, прыгающий в ледяную прорубь».

Наш посланник сказал крайне лестную для англичан речь. Что Шекспира ценят и уважают в СССР. Что многие театры ставят его пьесы. Что рабочие и крестьяне Союза передают чувства любви к талантливому поэту.

Нашей делегации любезно предложили осмотреть на машине окрестности и развалины древнего замка. Как оказалось, любезностью тут и не пахло. В машине оказался глава местной полиции.

После осмотра развалин нашу делегацию подвезли к маленькой станции и предложили в Стратфорд не возвращаться, а уехать в Лондон отсюда. Судя по всему, провокация всё-таки была запланирована. И после прибытия рабочих полиция всерьёз опасалась массовой драки в случае покушения на нашу делегацию.

Уже в Лондоне на вокзале купили свежую газету. Фотографии Советского красного флага занимали там место маленькой сенсации. Но самое смешное было написано про тот самый чемоданчик жены посла:

«Мистер Майский выглядел и действовал как самый обыкновенный мирный гражданин, однако известное сомнение вызывал маленький чемоданчик, который он всё время держал в руках. Многие думали, что в этом чемоданчике находятся бомбы».

Как бы то ни было, план товарища Сталина сработал. После этого случая отказывать в дипломатическом приглашении СССР стало невозможно. С тех пор каждый год на главной площади родного городка Шекспира гордо поднималось Советское красное знамя!

МемуаристЪ.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх