Парад юбилеев независимости шагает по территории бывшего Советского Союза – с перерывом в один-два дня в той или иной бывшей союзной республике отмечают 30-летие провозглашения новых государств. Каждое из них подходит к этой дате со своими итогами, со своими достижениями и провалами. В этом контексте сам собой напрашивается вопрос, что празднуем? Не слишком ли скромны эти самые достижения?
30 лет назад Верховный Совет тогда еще Молдавской ССР принял Декларацию независимости, которая положила начало новому государству – Республике Молдова. Однако это государство продемонстрировало, прямо скажем, наплевательское отношение к этой самой независимости. Что говорить, если оно не смогло даже сохранить саму Декларацию о независимости, подписанную проголосовавшими за нее депутатами, она пропала в ходе уличных беспорядков 7 июля 2009 года, предшествовавших приходу к власти проевропейской коалиции.
Наверное, поэтому не стоит удивляться тому, как проходило празднование 30-летия провозглашения РМ и реакции на этот праздник со стороны ее граждан.
Глава государства Майя Санду анонсировала приезд на празднование Дня независимости президентов Польши, Румынии и Украины. Но если президент Польши Анджей Дуда прибыл в Кишинев накануне, то президент Румынии Клаус Йоханнис и президент Украины Владимир Зеленский запланировали свое прибытие на последний момент. Однако погодные условия в виде сильного тумана в праздничный день не позволили самолету Зеленского приземлиться в Кишиневе и ему пришлось лететь в Одессу, а Йоханнис довольно долго не мог вылететь из Бухареста.
В результате план праздничных мероприятий, которые включали возложение цветов и военный парад, пришлось корректировать и отложить на несколько часов. Пока Зеленский ехал автомобилем из Одессы, пока Йоханнис ждал возможности вылететь в Кишинев, граждане Молдовы, пришедшие посмотреть праздничный парад, переминались с ноги на ногу вдоль центральной улицы столицы за ограждениями. И только с опозданием на 3 часа, когда опаздывавшие президенты, ради которых все это действие и затевалось, прибыли в Кишинев, начался «праздник независимости».
Необходимо отметить, что само проведение военного парада в День независимости вызвало в обществе довольно бурное обсуждение, особенно после того, как стало известно, что по эпидемиологическим соображениям отменено проведение праздничных линеек в школах 1 сентября. Кроме того, в обществе поднимался вопрос целесообразности многомиллионных расходов на военный парад и праздничный концерт на площади. Однако для М. Санду проведение этого празднования являлось вопросом личного престижа, учитывая желание показать себя перед коллегами из других стран. Правда, тот же Йоханнис не оценил стараний гражданки Румынии Санду и отбыл в Бухарест сразу же после окончания официальных мероприятий.
Очевидно, что, стараясь продемонстрировать признание Молдовы со стороны других государств, нынешняя власть еще больше уронила реноме своей страны, прежде всего, в глазах собственных граждан.
Все больше и больше их считают свою Родину «несостоявшимся государством». За 30 лет существования так и не были созданы самостоятельно функционирующая политическая система и нормальное законодательство. При внимательном анализе действующего законодательства, в том числе и Конституции, создается впечатление, что законодательные нормы прописывались с целью оставить как можно больше лазеек, которые позволили бы не столько соблюдать закон, сколько находить возможности для его обхода.
Апогеем первого правления проевропейских партий стал олигархический режим В. Плахотнюка, который даже европейскими политиками был охарактеризован как «захваченное государство», и только внешние силы смогли организовать создание коалиции, которая в итоге сместила власть олигарха. Это еще один пример того, что независимость РМ является достаточно сомнительным тезисом.
Этот тезис подкрепляется существованием закона, допускающего получение гражданами Молдовы гражданства другого государства. Вхождение соседней Румынии в Евросоюз создало для ее граждан возможности для свободного передвижения в Европе и обернулось настоящей ползучей экспансией в отношении граждан Молдовы, которые стали получать румынские паспорта просто для того, чтобы уехать в страны с высоким уровнем жизни. В итоге это обернулось массовой депопуляцией, переходящей в последние годы в настоящий демографический кризис. По мнению экспертов, в настоящее время до трети граждан проживают за пределами страны – как в Европе и США, так и в Российской Федерации.
В экономическом плане страна представляет собой бледную тень той Молдавии, которую в СССР называли республикой-садом. За 30 лет своей истории независимая Молдова так и не могла хотя бы приблизиться к показателям ВВП советского периода. Основные промышленные предприятия, которые производили трактора, стиральные машины, телевизоры и высокотехнологичную продукцию вплоть до интегральных микросхем, давно закрыты, их корпуса перепрофилированы под торговые центры или вообще снесены под застройку жилой недвижимостью. Промышленность как таковая существует лишь на уровне предприятий «отверточной сборки», например по сборке электропроводки для автомобилей, эксплуатирующих дешевую рабочую силу и не создающих добавочную стоимость.
Сельское хозяйство с каждым годом снижает показатели производимой продукции. Причем это происходит не столько по причине погодных условий, как, например, прошлогодняя засуха, а из-за сокращения рынков сбыта. Подписание в 2014 году Молдовой договора об ассоциации с ЕС не только не оправдало ожиданий по открытию европейских рынков для молдавских аграриев, но и создало дополнительные проблемы по доступу молдавской сельхозпродукции на рынок Российской Федерации и стран ЕАЭС. Кроме этого, сельское хозяйство сталкивается в последние годы с еще одной острой проблемой – нехваткой рабочих рук. Массовая депопуляция на селе привела к тому, что появились села, населенные только стариками. Все их трудоспособное население находится на заработках за пределами страны.
Вряд ли будет преувеличением заявить, что сегодня экономика Молдовы полностью зависит от внешнего финансирования. Без денежных вливаний, осуществляемых западными финансовыми организациями, сегодня уже не может работать ни одно правительство в стране. Классическим примером является признание правительством Натальи Гаврилицы того, что обещанное повышение пенсий будет произведено за счет предоставления макрофинансовой помощи ЕС. При этом, естественно, любой финансовый транш обуславливается определенными решениями, которые должен принять парламент Молдовы или правительство страны.
Ну и, конечно, нельзя не упомянуть о том, что западные финансовые институты ревностно охраняют свою монополию на финансирование РМ. Наиболее ярко это проявилось, когда при президенте Игоре Додоне было достигнуто соглашение о предоставлении российского кредита на 200 миллионов евро. Тогда проевропейские партии, в том числе и правящая сейчас партия PAS, обжаловали в Конституционном суде соглашение о предоставлении кредита и добились признания его «неконституционным».
Сегодня снова все ветви власти в Молдове находятся в руках одной политической силы – проевропейской партии PAS. Эта партия была создана из представителей прозападных НПО, созданных в Молдове. Перефразируя известный афоризм, можно смело утверждать, что бывших энпэошников не бывает и сегодня Республикой Молдова управляют «птенцы гнезда Сороса».
Что особенно примечательно: все высшие представители этих ветвей власти, кроме гражданства Молдовы, имеют гражданство соседней Румынии. Это и президент Майя Санду, и спикер парламента Игорь Гросу, и премьер-министр Наталья Гаврилица, и даже глава Конституционного суда Домника Маноле. Фактически «независимой» Молдовой управляют люди, дававшие клятву верности другому государству при получении румынского паспорта. Что характерно: аналогичная присяга на верность Республике Молдова ими не принималась, гражданство Молдовы они получили по факту.
В настоящее время проевропейская власть в Молдове, используя популистские лозунги «борьбы с коррупцией» и «реформы юстиции», осуществляет изменения в законодательстве, которые приведут к новому захвату системы прокуратуры и юстиции и новому «захваченному государству». Все это приведет к полноценному внешнему управлению страной по «украинской кальке», последствия которой можно наблюдать у восточного соседа Молдовы. При этом декларируемая «независимость» будет иметь выраженную антироссийскую направленность, о чем свидетельствует недавнее участие Молдовы в таких международных проектах, как «Ассоциативное трио» и «Крымская платформа».
Есть ли в стране политические силы, которые выступают за реальную независимость? Оппозиционный блок коммунистов и социалистов в парламенте находится в оппозиции и реально не может влиять на развитие ситуации. Учитывая поражение на прошедших в июле досрочных парламентских выборах, эта политическая сила, скорее, находится на пути «с горы». Молдове для возрождения необходима новая партия, выступающая за реальную независимость и сохранение государства в принципе.
Илья Кисилев.
Свежие комментарии