Мы попросили рассказать о главных стереотипах, существующих в общественном сознании о цыганах,Марианну Смирнову-Сеславинскую, к.ф.н., социокультурного антрополога, в частности, эксперта по вопросам истории цыган.
Мы спросили о главных стереотипах о цыганах Марианну Смирнову-Сеславинскую, к.ф.н., социокультурного антрополога, в частности, эксперта по вопросам истории цыган.
- Тезис № 1. Цыгане могут вести только кочевой образ жизни и не приспособлены к привычному нам образу жизни
- «Кочевание» цыган обусловлено экономически. Так как они везде были пришлыми, мигрантами, они находились в ситуации повышенной конкурентности с местными ремесленниками, что поддерживалось цеховой системой, существовавшей и в Европе, и в России, до XVIII–XIX вв. Поэтому цыгане интегрировались чаще всего в непрестижные и малооплачиваемые экономические ниши, с помощью занятий, спрос на который был нерегулярным. Для выживания и поиска достаточного количества клиентов они должны были «обслуживать» значительную территорию, что и определяло их неоседлость или полуоседлость. При этом как ранние сведения о цыганах в Византии, так и данные XVIII-XIX вв. ряда стран Европы (Испания, Румыния, Финляндия и др.), наряду с кочующими, упоминают и оседлые цыганские группы. После II Мировой войны начался массовый переход большинства цыганских групп к оседлости, что связывается с кризисом традиционной экономики цыган в связи с бурным развитием индустриального производства. В СССР в 1956 году был издан Указ о запрете кочевания цыган, после чего все неоседлые к тому времени группы получили постоянное жилье и прописку (как правило, в сельской местности). При этом цыгане, сохраняющие , в том или ином виде, традиционные занятия (торговля, посреднические услуги, ремонтные работы, производство и ремонт металлических конструкций и др., сбор металлолома), сохраняют повышенную мобильность, нередко выезжают в другие регионы. Но переход к оседлости совершился. Кочевание цыган еще сохраняется только в некоторых районах Великобритании, а также среди некоторых групп цыган Франции и Испании.
- Тезис 2. Цыгане не хотят и не могут работать, зато поголовно склонны к воровству
- Стереотип о том, что цыгане не хотят и не могут работать, возник и был многократно сформулирован (в том числе, в законодательных актах в отношении цыган) в европейских обществах до-индустриальной эпохи, включая Российскую империю. К XVIII веку в европейских странах развились институты полицейского и фискального контроля за населением с целью наиболее полного сбора налогов и рекрутской подати, и соответственно, были предприняты меры по существенному ограничению передвижения населения. Цыгане не только были малопонятными «чужаками», но сам их неоседлый образ жизни осуждался законодателем и оседлым окружением.
Кочевание цыган, связанное с активным поиском клиентов для исполнения заказов среди малоподвижного населения в рамках аграрного и раннеиндустриального общества, воспринималось как «безделье» и «праздность», «праздношатание» «без цели». При этом торговые и посреднические меньшинства, к которым исторически относятся цыгане, везде занимали ниши, которые считало для себя «недостойными» местное население: уличное исполнительство, сельскохозяйственные сезонные работы, ремесленные услуги, торговое посредничество, гадание. Спрос на эти услуги нерегулярен, они плохо оплачивались, часто продуктами, а не деньгами. Таким образом, заработок цыган также был нерегулярен, и часть цыганских семей задерживала налоги или имела недоимки. Поскольку идея «полезности» человека для государства в то время рассматривалась прежде всего точки зрения фискальной, то и «праздность» цыган связывалась с недоплатой налогов.
В этот же период возникает жесткая привязка разных слоев населения к месту проживания, принимаются уголовные законы о «беглых», то есть нарушителях жесткого режима разрешительных ограниченных отходов от мест прописки. В Российской империи эти меры особенно ужесточились с начала XIX века, в частности, в отношении цыган. В правление Николая I был осуществлен масштабный проект перевода цыган на оседлость, что для большинства из них означало перевод их на положение крестьян. Лишенные заработков, насильно переведенные в крестьяне цыгане разорились, что вызвало рост обычной преступности среди них, прежде всего краж. После отмены жесткого контроля и либеральных реформ 1860-х годов цыганские семьи вернулись к своим обычным занятиям.
В то же время, во второй половине XIX – начале XX века было несколько волн цыган-переселенцев в европейскую Россию и Сибирь. Это были группы цыган из Бессарабии и Восточной Европы. Часть из них (лудильщики-котельщики) процветала, но некоторые не сразу смогли найти новые экономические ниши в России, что опять-таки вызывало рост преступности. Следует учитывать, впрочем, что речь идет об положении определенных цыганских общин в тот или иной период, или же об отдельных семьях. Эти ситуации способствовали развитию общецыганских стереотипов, в частности, о цыганах-ворах, цыганах-конокрадах. Интересно, что источники XIX века указывают для разных мест и в разное время “главными” конокрадами разные этнические и социальные группы – татар, цыган, «немецких табунщиков», русских крестьян, киргизов, ссыльных и др. Это связано, с одной стороны, с концентрацией ряда групп на определенных территориях (например, в немецких колониях, на границах «кочевых» территорий), а с другой – с «назначение»исполнителями нераскрытых преступлений фигур чужаков, включая цыган. Более того, хороший достаток многих цыган (а таких было достаточно, они часто регистрировались как купцы) объяснялся обывателем как результат преступных занятий.
Подробно о цыганах в Российской империи можно прочесть в статье:(Smirnova-Seslavinskaya, Marianna. Service Nomadism of the Roma / Gypsies in the Russian Empire: A Social Norm and the Letter of the Law // Ab Imperio, № !, 2021. – Pp. 51-92.)
- Тезис 4. Цыгане обладают особым видом гипнозом для того, чтобы обманывать людей.
- Большинство цыганок, практикующих гадание, используют общеизвестные приемы внушения или обычные приемы гадания и предсказания, основанные на теории вероятностей. В то же время, как и в любом народе, среди цыган есть люди с исключительными экстрасенсорными способностями, к которым сами цыгане ходят гадать.
- Тезис 5. На протяжении многих веков цыгане никак не интегрировались в общество.
- Ну как же, они прекрасно интегрировались! Они пришли в Европу в то время, когда стандарты жизни были несоизмеримо ниже, чем теперь. И чтобы «дотягивать» даже до тех стандартов, которые тогда позволяли большинству европейцев только выживать, им приходилось прикладывать неимоверные усилия. При этом разные социальные и этнические слои обществ Европы, даже в полиэтнических государствах (например, таких, как Османская или Российская империи), были гораздо более закрыты для чужаков, чем сейчас. Мигрантам с яркими расовыми отличиями, ведущим «неправильный», неоседлый образ жизни, было непросто выжить. Поэтому проблемы инкапсуляции и отторжения цыган, вытеснения их в маргинальные экономические ниши – это проблема их очень долгой истории в Европе, где идеи социального равенства, толерантности и прав человека существуют только на протяжении относительно короткого периода, начавшегося после II Мировой войны. И именно в последние десятилетия в разных странах развивается слой образованных цыган, специалистов, бизнесменов.
Но если мы представим себе, что миграция в Европу большой колонии индийцев произошла бы не 13 веков назад, а в наше время, скорее всего, многие смогли бы интегрироваться на более высоком уровне. И может быть, кто-то из них даже изобрел бы вакцину, как создатели Пфайзера – дети мигрантов из Турции…
PS / Будет ли такое время, когда отношение к цыганам изменится на ровно такое, как к любому другому народу?
- Такие перемены происходят в результате усилий с обеих сторон, в процессе преодоления этнических стереотипов, причем с обеих сторон. И при поддержке государства, в первую очередь идеологической и методической, поскольку высшая власть задает стандарты поведения и для чиновников среднего и низшего звена, и для многих граждан.
11 ЭКЮ. Яндекс.Дзен.
Свежие комментарии