Немецкие специалисты представят свои лучшие практики, а затем, убедившись, что силами украинцев повторить их невозможно, предложат провести приватизацию «Укрзализныци», отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ Константин Ордов.
Германия дождалась «Укрзализныцу»
На Украине продолжает реализовываться тенденция последних лет: государственные активы передаются в пользу внешних игроков. Госпредприятие «Укрзализныця» и Deutsche Bahn заключили договор о консалтинге в сфере пассажирских перевозок.
Контракт предусматривает налаживание планирования и развития пассажирских железнодорожных перевозок, оптимизацию закупок и обновление подвижного состава, пояснили в пресс-службе «Укрзализныци».
Отмечается, что консалтинг станет первым этапом сотрудничества до конца 2021 года. Если результат окажется удовлетворительным, железные дороги Украины в 2022 году привлекут менеджеров из Deutsche Bahn для непосредственного управления пассажирскими перевозками.
Информация подана сдержанно, хотя стороны не первый год шли к заключению подобного контракта. В 2020 году действующий на тот момент премьер-министр Украины Алексей Гончарук поставил в неловкое положение немецких партнеров, фактически раскрыв конфиденциальную информацию об условиях сотрудничества.
В ходе Всемирного экономического форума в Давосе на мероприятии «Украинский завтрак» Гончарук заявил о том, что Правительство Украины намерено отдать на десять лет госпредприятие «Укрзализныця» в управление железнодорожному оператору Deutsche Bahn.
Бывший премьер-министр во время выступления также подчеркнул, что это доказывает беспрецедентную открытость Украины для инвестиций, мира и новых контрактов.
В Deutsche Bahn заявление Гончарука признали крайне неохотно: днем ранее концерн опубликовал официальный релиз о том, что подписан меморандум о взаимопонимании с Министерством инфраструктуры Украины, в котором подчеркивался исключительно консультативный характер услуг для «Укрзализныци».
Как Германия будет зарабатывать на Украине
Украинская железная дорога когда-то была сверхприбыльным предприятием и крупным налогоплательщиком, владевшим собственными больницами и санаториями. В текущий момент компания находится в предбанкротном состоянии.
По мнению Константина Ордова, безвыходность и системный экономический кризис, повлиявший в том числе на доходы бюджета, не позволяют Украине поддерживать даже текущее состояние национальных железных дорог.
«Украина решила интегрироваться в европейскую железнодорожную систему, а там со своим уставом вряд ли примут. Поэтому проще отдать предприятие на откуп иностранным инвесторам, чтобы они сами с ним разбирались», – рассуждает Ордов.
Эксперт констатировал, что раз власти Украины не в состоянии выстраивать коммерческие отношения с Россией, они надеются на чудо извне, которое якобы поможет решить внутренние проблемы.
В распоряжении центральных органов исполнительной власти Украины в текущий момент имеется около трех тысяч госпредприятий, примерно 900 из которых прибыльные, а остальные либо не работают, либо являются убыточными и банкротами.
Среди реформ, которые проводят киевские власти, начала реализовываться программа по приватизации государственной собственности, которую еще в 2019 году потребовал разработать Международный валютный фонд (МВФ). Выполнение этого условия гарантирует выдачу кредитов Украине.
В текущем году Фонд госимущества Украины сформировал список, согласно которому государство оставляет за собой около 300 предприятий из трех тысяч. Для выполнения плана Верховная рада сняла законодательные ограничения на принятие любых мер по приватизации объектов, в том числе проведение аукционов. В результате на аукционы оказались выставлены заводы, тюрьмы, а также исправительные колонии.
Предприятие «Укрзализныця» пока на аукцион не выставили, однако очевидно, что оно также перейдет в руки Запада. Стоит учесть, что Наблюдательный совет железной дороги Украины состоит из пяти членов, трое из которых являются иностранцами.
«Европейцы нацелены на извлечение прибыли. Никто не говорит о том, что прибыль должна измеряться десятками процентов годовых. Европа привыкла к достаточно скромным и умеренным доходам, – рассуждает Константин Ордов. – В процессе консалтинга обычно зондируют почву для принятия дальнейших решений, а поначалу украинцам дадут много очень умных советов, представят программы реформирования и развития железной дороги Украины».
Эксперт убежден, что немецкие специалисты представят свои лучшие практики, а затем, убедившись, что силами украинцев повторить их невозможно, предложат провести приватизацию.
«Все поймут, что воплощать немецкий опыт на Украине очень дорого, а без консультаций европейских специалистов уже не обойтись, это в дальнейшем и обеспечит Германии заработок за счет Украины», – отметил Ордов.
Население Украины на фоне граждан Евросоюза ощутимо беднее, однако численность украинцев такова, что при разумном подходе, отсутствии ВИП-классов и европейских стандартов немецкий бизнес на украинских железных дорогах будет вполне окупаемым, резюмировал эксперт.
Свежие комментарии