Появление во главе Советского государства, после смерти Сталина, такой фигуры как Хрущёв, удивляло уже современников, продолжает удивлять и историков.
Безграмотный во главе сверхдержавы
Прежде всего, в Хрущёве поражает резко снизившийся интеллектуальный уровень советской правящей элиты. Если Ленин получил высшее образование ещё в Российской империи, да и Сталин принадлежал ещё к той, старой, эпохе (хоть и не завершил обучение в семинарии), то Никита Хрущёв не закончил до революции даже двухлетнюю церковно-приходскую школу. Правда, будучи уже партийным руководителем, он окончил рабфак и затем получил диплом Промышленной Академии, но понятно, что это было за «образование».
С Хрущёва началось и культивируется до сих пор нигилистическое отношение правящих верхов нашей страны к интеллектуальным кругам, не позволяющее России сделаться одним из мировых лидеров и хотя бы обеспечить себе устойчивое развитие.
Хитрость и жестокость
Несмотря на свой низкий образовательный уровень, Хрущёв отличался всеми качествами, необходимыми для успешной борьбы за власть: природной смекалкой, хитростью, умением прятать свои мысли, скрывать намерения и истинные отношения к конкретным людям, притворством, угодничеством перед сильными, коварством и жестокостью. Все эти качества маскировались личиной простецкого, необразованного и неотёсанного «своего в доску» рубахи-парня. Сталин никогда бы не смог угадать в нём того, кто провозгласит с трибуны партийного съезда «развенчание культа личности», обвинив своего хозяина во всех грехах и провалах советского руководства.
При Сталине Хрущёв отличался только рвением в репрессивных кампаниях. На одном из донесений, посланных Хрущёвым, когда тот занимал пост первого секретаря компартии Украины, с просьбой увеличить квоту ежедневно расстреливаемых «врагов народа», Сталину даже пришлось наложить такую резолюцию: «Уймись, дурак!» Но при этом Сталин доверял Хрущёву, всячески выдвигая его наверх. Он продолжал доверять ему до конца своих дней, когда уже отдалил от себя таких людей, как Молотов, Маленков, Каганович и Берия.
Как Хрущёв стал лидером СССР
Смерть Сталина создала угрозу положению Хрущёва: на верхи партийного руководства снова вернулись отстранённые соратники. Хрущёв испугался и понял, что надо расколоть их сплочённый фронт, настроив одних против других.
Концентрация силовых ведомств в руках Лаврентия Берия пришлась тут очень кстати. Хрущёв стал намекать Маленкову и Молотову на то, что Берия собирается уничтожить их всех. Ему удалось склонить на свою сторону Маленкова, а тот привлёк к делу Жукова, и Берия убрали. Неизвестно, готовил ли Берия какой-то переворот, но арест депутата Верховного Совета без санкции прокурора прямо на заседании Президиума ЦК КПСС был настоящим государственным переворотом. Берия тогда первый начал последовательное преодоление культа личности, поэтому переворот, организованный Хрущёвым в июне 1953 года, затормозил преодоление негативного наследия сталинского периода.
В сентябре 1953 года специально для Хрущёва сделали пост первого секретаря ЦК КПСС. Опираясь на партийный аппарат, Хрущёв, как в своё время Сталин, укреплял свои позиции. В 1955 году ему удалось убрать Маленкова с поста главы правительства и назначить на него своего друга Булганина. В 1956 году Хрущёв решил оседлать народное ожидание перемен, слишком явное после смерти Сталина, и, под предлогом борьбы с культом личности, начал кампанию огульного очернения всего сталинского периода нашей истории.
К лету 1957 года не у дел оказались основные конкуренты Хрущёва: Молотов, Маленков, Каганович. В то же время, из-за развенчания Сталина, резко упал международный авторитет СССР, что не могло не сказываться на настроениях коммунистов. Опираясь на эти настроения, оппозиционеры сумели законным образом добиться решения Президиума ЦК КПСС о снятии Хрущёва с поста первого секретаря ЦК. Но Хрущёв, мобилизовав партийный аппарат, сумел организовать пленум ЦК, который отменил решение Президиума и, в свою очередь, объявив Молотова, Маленкова и Кагановича «антипартийной группой», добился изгнания их со всех постов. Так Хрущёв обеспечил себе ещё на семь с лишним лет неограниченную власть над страной, исполненную всяких рискованных экспериментов, навеянных его управленческой фантазией.
Свежие комментарии