На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 124 подписчика

Свежие комментарии

  • C Major
    со всеми вытекающими последствиямиВласти Эстонии пр...
  • C Major
    признать Эстонию, как купленный у Швеции товар, как это и есть по сути,и относится как к собственностиВласти Эстонии пр...
  • Искандер
    Ну, к примеру, сынок до невозможности свирепого в болтовне Медведева Илюшенька сильно занят "частными бизнес-проектам...«Его сынок − элит...

Как Даманский стал Чжэньбао

Эта история, произошедшая 2 марта 1969 года, имеет для меня некоторое личностное значение. Просто, когда в 1971 году моя семья переехала в Омск, то поселились мы в микрорайоне Даманский на улице лейтенанта Стрельникова. Поэтому про конфликт на Даманском я знал с раннего детства, ведь про нее нам рассказывали в школе, чтобы объяснить в честь кого названа улица.
Остров Даманский, входивший в состав Пожарского района Приморского края, находился с китайской стороны от главного русла Уссури. Его размеры составляют 1500—1800 м с севера на юг и 600—700 м с запада на восток (площадь около 0,74 км²). В период паводков остров полностью скрывается под водой, а заливные луга являются ценным природным ресурсом.
В свое время по Пекинскому трактату от 1860 года граница с маньчжурской империей прошла по правому берегу реки Амур. Затем была Парижская мирная конференция, которая рекомендовала теперь линию границ (новых) по середине рек. Когда отношения СССР и КНР ухудшились, советские пограничники стали чрезмерно строго следовать точному местоположению границы. По заявлениям китайской стороны, советские пограничные катера устрашали китайских рыбаков, проходя рядом с их лодками на большой скорости и угрожая потоплением.
Ситуация накалялась всю вторую половину 60-х годов. Герой Советского Союза Юрий Бабанский, служивший в год конфликта на погранзаставе в звании младшего сержанта, вспоминал: «…в феврале неожиданно получил назначение на должность командира отделения заставы, начальником которой был старший лейтенант Иван Стрельников. Прихожу на заставу, а там, кроме повара, никого нет. „Все, — говорит, — на берегу, с китайцами дерутся“. Я, конечно, автомат на плечо — и к Уссури. А там и в самом деле драка. Китайские пограничники перешли Уссури по льду и вторглись на нашу территорию. Вот Стрельников и поднял заставу „в ружьё“. Наши-то парни и повыше, и поздоровее были. Но и китайцы не лыком шиты — ловкие, увёртливые; на кулак не лезут, всячески пытаются увернуться от наших ударов. Пока всех отмолотили, часа полтора прошло. Но без единого выстрела. Только по морде. Я ещё тогда подумал: „Весёлая застава“».
И вот 2 марта 1969 года произошел бой между советскими пограничниками и китайскими войсками за остров Даманский в районе погранпункта Нижне-Михайловка). 30 китайских военнослужащих перешли советско-китайскую границу и расстреляли группу советских пограничников, одновременно был открыт огонь из засады, устроенной китайцами на острове.
В ночь с 1 на 2 марта 1969 года около 77 китайских военнослужащих в зимнем камуфляже, вооружённых карабинами СКС и (частично) автоматами Калашникова, переправились на Даманский и залегли на более высоком западном берегу острова.
С 10 утра на льду Уссури началась рутинная уже в течении последних лет перебранка советских солдат с хунвейбинами и попытка вытеснить китайцев на свой берег. Около 10:45 Стрельников выразил протест по поводу нарушения границы и потребовал от китайских военнослужащих покинуть территорию СССР. Один из китайских военнослужащих поднял руку вверх, что послужило сигналом к открытию огня китайцами по группам Стрельникова и Рабовича. Момент начала вооружённой провокации удалось зафиксировать на фотоплёнку военному фотокорреспонденту рядовому Николаю Петрову. К этому моменту группа Рабовича вышла за земляной вал и попала в засаду на берегу острова, и по пограничникам был открыт огонь из стрелкового оружия. Стрельников и следовавшие за ним пограничники (семеро человек) погибли, тела пограничников были сильно изуродованы китайскими военнослужащими. В скоротечном бою практически полностью погибло отделение пограничников под командованием сержанта Рабовича (11 человек) — в живых остались рядовой Геннадий Серебров и ефрейтор Павел Акулов, впоследствии захваченный в плен в бессознательном состоянии (тело Акулова с многочисленными следами пыток было передано советской стороне 17 апреля 1969 года).

Командование оставшимися в живых пограничниками взял на себя младший сержант Юрий Бабанский, чьё отделение успело скрытно рассредоточиться у острова из-за задержки с выдвижением с заставы и совместно с экипажем БТР приняло огневой бой.

Бабанский вспоминал: «Через 20 минут боя из 12 ребят в живых осталось восемь, ещё через 15 — пять. Конечно, ещё можно было отойти, вернуться на заставу, дождаться подкрепления из отряда. Но нас охватила такая лютая злоба на этих сволочей, что в те минуты хотелось только одного — положить их как можно больше. За ребят, за себя, за эту вот пядь никому не нужной, но всё равно нашей земли».

Около 13:00 китайцы начали отступление.

В бою 2 марта погиб 31 советский пограничник, 14 получили ранения. Потери китайской стороны (по оценке комиссии КГБ СССР под председательством генерал-полковника Н. С. Захарова) составили 39 человек убитыми.
Впоследствии, советская сторона в ответ на орудийный и оружейный огонь со стороны китайцев простоо накроет остров залпами секретных на то время реактивных систем залпового огня (РСЗО) БМ-21 «Град» 135-й мотострелковой дивизии.
Что касается злополучного острова, то по мере таяния льда, советские пограничники, фактически, потеряют над ним контроль – уже в сентябре будет заключено соглашение о прекращении огня, и Даманский беспрепятственно займут китайцы! Наконец, в 1991 году, уже Россия, передаст Чжэньбао (то есть – «Драгоценный») Китаю официально.
Владимир Глинский.

Картина дня

наверх