На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 229 подписчиков

Свежие комментарии

  • Фаина Юсупова
    Дурында генеколог ещё не полностью себя вылечила,ей надо не восполнение лечить,а свою голову.Фон дер Ляйен пож...
  • Elena
    А Запад всегда требует не признать выборы и объявить новые, как только им не нравится кандидат, одерживающий победу.Румыны снова голо...
  • ПРОСТО ВАЛЕРИЙ
    фон дЫр....как там её....- засланный казачок от службы внешней разведки России! А разве нет ???? Результаты деятельно...Фон дер Ляйен пож...

Очерк о жизни казахов XIX века

Михаил Мостовский был русским географом и педагогом 19 века. Благодаря своим обширным знаниям, усердию, он прошел путь от учителя московской гимназии до руководителя канцелярии московского генерал-губернатора, а также ему было поручено ведение канцелярии про строительстве Храма Христа Спасителя.

Одной из важных работ Михаила Степановича стали Этнографические очерки, которые были написаны в 1874 году и полагались для изучения в гимназиях (в том числе и женских), прогимназиях, и даже институтах.

Одобрение его работа получила учеными комитетами Министерства народного просвещения и Императорской канцелярии.

Действительно, для молодого поколения было важно понимать масштабы России, а главное разнообразие народов, которые проживают в ней. А в этой работе, как раз кратко, но ярко рассказывалось о многих из них. Сегодня мы с Вами поглядим на киргизов 19 века. Но тут важно помнить, что киргизами тогда называли казахов. Поэтому, речь сегодня именно о них. Поэтому, в тексте будем использовать более привычное нам сегодняшнее наименование, но будем помнить, что границы проживания казахов тогда не повторяли в точности, современные контуры Казахстана, а речь идет в первую очередь о степной его части, исключая южные области.

Казахов насчитывалось тогда 1,5 млн. человек. Жили они на территории от юга Иртыша и Волги, населяли три обширные степи.

Очерк о жизни казахов XIX века

Внешность казахов описывается следующим образом: выдающиеся скулы, но в отличие от калмыков лицо не столь широкое и плоское. А тремя главными качествами называет зрение, силу и ловкость. Об этом подробнее:

Зрение. Важной физиологической особенностью казахов было зрение. Автор говорит, что казах способен различить очертания предметов и их цвета на таком дальнем расстоянии, на котором европеец с трудом усматривает неясные точки.

Сила и ловкость. Не только мужчины, но иженщины с малолетства приучены верховой езде и в управлении дикими лошадьми, оттого и развивается ловкость.

Отмечается и крепкое здоровье у людей - часто доживают и до восьмидесяти лет, при этом сохраняя свои силы до последних дней.

Мужчины бреют голову за исключением макушки и висков. Надевают сначала бархатную ермолку, а на нее шапку из белой овечьей шерсти. Зимой носят меховые головные уборы. Носят длинный халат, с золотым или серебряным позументом.

Очерк о жизни казахов XIX века

Женщины очень любят носить украшения. На них одновременно можно увидеть кольца, браслеты, серьги, серебрянные бляхи и другое.

Как знает наш эрудированный читатель, жили казахи тогда в кибитках, их еще называют юрты. Легко собираются, легко разбираются и перевозятся на новое место. А это очень важно, ведь ведет народ кочевой образ жизни. В большей части своей они были пастухами, поэтому и питались только тем, что производят их стада. Хлеба в рационе у них никакого не было. Зато поджаривали муку с салом и водой и так ели.

Любили казахи и "крут". То ли опечатка, то ли так услышал автор. Но описываемое им лакомство казахов - высушенный творог называется сегодня "курт". Да и видоизменился курт с тех пор. Автор описывает его как высушенные лепешки, сейчас же это в большей степени шарики, непременно соленые.

Очерк о жизни казахов XIX века

Казахи вливали лошадиное молоко в кожаный мешок, добавляли в него немного кислого коровьего молока или курта. Потом эту смесь били колотушкой. Через несколько дней был готов любимый всем народом напиток, называемый кумыс. При этом, чтобы сохранять постоянный его запас, то вместо отпитой части вливали такое же количество свежего лошадиного молока. А кто-то из вас пробовал кумыс?

Но не только восторженные отзывы давал народам М.Мостовский. Описал он и подмеченные им недостатки. Казах, по мнению автора 19 века, большую часть лета проводит во сне, а зимой, оставаясь в своей кибитке, занесенной нередко сугробами снега, не считает необходимым заниматься хозяйством или ремеслами. Помимо лени, в очерках казахам приписывается и тщеславие, и корысть, и мстительность.

Предметом тщеславия у казахов служат происхождение, подвиги, храбрость и богатство. При этом корыстолюбие - отличительная особенность и высшего, и низшего классов.

Как пример того, что казахам сложно между собой договориться служит такой пример, что при грабеже каравана в общей добыче оказались часы, так один взял себе стрелки, другой винтики, третий колпак. А в долг дается только при обязательстве вернуть вдвое больше выданного.

Очерк о жизни казахов XIX века

Интересен вот еще какой момент. Нам с вами хорошо известно, что казахи - мусульмане в большей своей части. Но Мостовский утверждает, что трудно сказать, какую религию они исповедуют. Да, они признают высшее существо, создавшее мир, но одни из них поклоняются ему по законам Корана, а иные смешивают ислам и идолопоклончество, признают в природе злого духа - Шайтана.

Из заповедей Корана признают все многоженство, но при этом посты, молитвы, хадж в Мекку - необходимостью считают не все. Более того, у них есть свои святыни - могилы, расположенные в степях. Там читаются молитвы, приносятся жертвы. Одни могилы обсажены деревьями, другие украшены пирамидами из камней, над третьими развиваются ленты и конские гривы.

Очерк о жизни казахов XIX века

тноПодчеркивается высокий уровень суеверия в казахском обществе. Среди них есть люди, именующиеся "бахчи". Считается, что они могут не только будущее видеть, но и менять погоду. Также верят люди, что бахчи могут людей исцелять, приглашают их к больному. Бахчи играет на кобыре, поет, кричит, кривляется, потом костью бьет больного, выгоняя из тела болезнь. Потом облизывает больного, кусает, плюет в глаза. Иногда такое лечение длится до 9 дней. Правда автор не говорит, что наступает после этих девяти дней - выздоровление, или что иное. Видимо, как повезет.

Калым за жен уплачивается, разумеется скотом. Его величина достигает 200 лошадей, 1000 овец. А количество жен у самых богатых людей достигает двадцати. Среди них особым почетом пользуется первая жена, она главная хозяйка и управленец (позволю себе слово) гарема. Важным обстоятельством можно отметить и то, что первая жена может в любой момент покинуть мужа, а остальным уже такая роскошь не позволительна. Кстати, в остальном казахская женщина гораздо свободнее, чем в других мусульманских народах.

Очерк о жизни казахов XIX века

Обучения грамоте на системной основе нет. Зато очень развиты практические знания, такие как ориентирование на местности, в том числе, по звездам. По ним же казахи могут определять, что пришло время для выгона скота на пастбища, например.

Расстояние измеряют временем езды, а вместо валюты - скот. Импровизированный пример объявления: "Продается качественная кибитка. 25 баранов. Обращаться по адресу: три дня езды на лошади к восходу от Железного кола (Полярная звезда)".

В будущем, мы поговорим и про другие народы. Только большая просьба. Не надо воспринимать позитивные моменты, как восхваления, а негативные моменты, как очернение. Это наблюдения человека из 19 века. Он зафиксировал разнообразие этнического состава России, за что ему большое спасибо. А хорошее и плохое есть в каждом народе, потому что все это присутствует в каждом человеке.

11 ЭКЮ. Яндекс.Дзен.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх