Все 90-е годы ряд наших экономистов твердили о том, что такой проект как БАМ абсолютно бесполезная вещь для России. Говорили про убытки, говорили про издержки. Были даже предложения законсервировать эту дорогу. Разбирать-то слишком дорого.
Интересно, что люди, озвучивавшие такие мнения, были не какими-то аналитиками в журналах. Отнюдь не дилетанты такое говорили вслух. Это были господа, сидящие в нашей думе и занимающие серьёзные должности в правительстве. То есть чувствуете, какая интересная атмосфера была у нас в стране в 90-е годы? Я не верю, что выпускники советских институтов не умели ничего просчитывать, а именно они и уселись в кресла руководителей страны. Тут скорее либо людей ставили на должности без должного опыта и знаний, либо кто-то умышленно занимался вредительством. Впрочем, 90-е годы, как известно, кончились и сегодня БАМ весьма востребованная вещь.
Само интересное, что и сейчас находятся персонажи берущиеся смело заявлять, что он убыточен. Как можно просчитывать тут прибыль и убытки для меня загадка. Инфраструктура она же и другие функции несёт в себе. Вдоль БАМа живут тысячи людей, тысячи людей там и трудятся. Я вам просто озвучу интересную такую вещь, но если вы не в курсе, то знайте - Транссибирская магистраль сегодня загружена до предела. Перевезти по ней больше чем перевозят сейчас невозможно. Её некуда расширять. И тут как раз на помощь приходит БАМ. Тот самый, который якобы убыточный и нерентабельный.
Вообще эти два слова я не перевариваю. Они у меня стойко ассоциируются с людьми, сидевшими в правительстве в 90-е годы. Если следовать такой логике, то и школы убыточны, и полиция, и армия, и больницы. Всё это не приносит прибыли. Однако невозможно просто брать, и вывозить из страны газ и нефть. Всё это дело кто-то должен обслуживать, потому-то забота о гражданах и является первостепенной задачей государства. Это как минимум. Так-то очевидно, что устройство государства и его взаимоотношений с гражданами куда сложнее. Сегодня я отчётливо вижу подвижки в этом направлении. И довольно иронично, что современная Россия вдруг осознала, что наследие Советского Союза очень даже выгодно встраивать в современные капиталистические реалии. Оказывается, СССР был колодцем, откуда до сих пор можно черпать и черпать что-то полезное.
Хотя когда строили БАМ, вряд ли кто-то руководствовался такими вещами как окупаемость. Нет, у великой державы стояла абсолютно иная задача. БАМ был наполнен совсем другим смыслом. Это был пример человеческого всесилия и покорения невозможного. Сами понимаете, что условия, где трудились тогда люди весьма непростые и можно сказать суровые.
Однако преодоление трудностей и было заложено в основу Советского Союза. Не мог советский человек не покорить природу. Превозмочь что-то, было для него делом чести. И БАМ как нельзя лучше характеризует всё это. При этом надо понимать, что в правительстве тогда сидели неглупые люди и понимали, что новая ветка железной дороги свяжет дальние территории с остальной страной.
Не стоит забывать и о выходе к портам и освоению богатых недр. Правда, так сложилось, что к тому времени, когда БАМ был окончен, СССР стало уже не до новых заводов. Ну а там и 90-е годы подъехали, когда проводилась ужасающая меня политика. И вчерашние герои великой советской стройки оказались никому не нужны. Печально, что и сейчас они не больно-то нужны современной России в отличие от самой железной дороги, которую они осилили воздвигнуть. Их не приравнивают к каким-то ветеранам и платят обычные пенсии, хотя люди фактически на пустом месте построили новые города. На мой взгляд, это заслуживает не только уважения, но и дополнительного финансирования. Ведь люди не просто что-то построили, но и остались там жить, обзавелись семьями. Их дети, в конце концов, мои ровесники, там живут, но живут они в весьма специфических условиях.
Тем более это и вклад в будущее. Так современная молодежь будет в реальности видеть, что никто не забыт и ничто не забыто. Помнить же в первую очередь необходимо не только о тех, кого уже нет, а о тех, кто жив. Так вот строители БАМа ещё живы и их много. Почему ими не занимается государство, я не понимаю.
Если же перейти к цифрам, то сейчас БАМ переваривает около 16 миллионов тонн грузов в год. В планах увеличить грузопотоки в два раза. Это серьёзные цифры и явно тут будет уже и прибыль и прочая скучная рентабельность. Уж явно из этих средств можно изыскать что-то для тех, кто создал саму возможность возить грузы по дикой тайге.
Почему же я назвал БАМ легендарным? Да потому что после него не было ни одной такой всенародной стройки, и честно говоря, я не верю, что будет. Сейчас у нас совсем другие смыслы стоят во главе государственного устройства.
soullaway soullaway.
Свежие комментарии