Повышение мировых цен влияет и на стоимость продуктов в нашей стране. Как она изменится в ближайшие месяцы? Какие продукты в зоне риска подорожания, а какие — могут подешеветь? И на сколько?
Цена вопроса. Что будет с ценами на основные виды продовольствия в стране, волнует большую часть населения. В России одна треть расходов домохозяйств в структуре потребления идет на продукты питания.
Для сравнения: в США этот показатель составляет 6,4%, в Канаде — 9,1%, в Германии — 10,7%.При этом средние затраты на производство продовольствия за последние 10 лет увеличились почти в два раза, что в целом и определяет общий тренд цен на продукты в стране.
Продовольственная инфляция остается на уровне 8%. На чаще всего потребляемые продукты (морковь, капусту, подсолнечное масло, курятину, крупу, молоко) цены растут заметнее. Так, за год морковь подорожала более чем в два раза, картофель — в полтора раза, масло подсолнечное — в 1,3 раза, курятина — в 1,2 раза. Лидером в этом списке стала свекла — по сравнению с прошлым годом она подорожала в 2,8 раза.
В чем причина? Цены повышаются по нескольким причинам. В первую очередь — это мировой тренд. По данным FAO (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), индекс цен на продовольственную корзину непрерывно рос с мая 2020 года и общий рост цен составил 34%.
Далее, имеет место удорожание продовольственной цепочки практически по всем видам аграрной продукции. Животноводческая продукция дорожает по причине высокой доли импортных ингредиентов в кормопроизводстве, ветеринарии, пищевой промышленности.
Ситуация на валютно-финансовом рынке, связанная с курсом валют, может привести к росту себестоимости производства, а в конечном итоге возрастут и цены как минимум на 5–7%. Молоко может подорожать до 10–15%, так как вводятся QR-коды на упаковки.
Что даст урожай? В хлебопекарной промышленности вряд ли удастся удержать рост издержек производства. Казалось бы, при высоком объеме сбора зерна в стране (по прогнозу аналитического центра «ПроЗерно», ожидается 123 млн тонн — третий результат после урожая 2017 и 2020 годов) рост цен на хлебобулочные изделия — не совсем логичная ситуация. Однако, если учесть ценовую неустойчивость зернового рынка, рост цен на сахар (неурожай сахарной свеклы в прошлом году), все те же импортные ингредиенты, то становится неизбежным удорожание основного вида продовольствия в стране — хлеба.
Еще один фактор повышения цен практически на все виды продовольствия — это рост затрат на логистику. Эксперты определяют это увеличение на уровне 10–30%. Поэтому сезонное снижение цен на овощи может быть «съедено» перевозчиками аграрной продукции.
Вызывает стойкое убеждение в повышении цен на продовольствие и ситуация на рынке труда аграрной сферы. Дефицит сезонной рабочей силы из-за закрытия границ и сложной эпидемиологической ситуации неизбежно повышает себестоимость производства сельскохозяйственной продукции.
Что подешевеет? Оптимистичным на данном фоне выглядит рынок подсолнечного масла. Ожидаемый рекордный урожай подсолнечника в 2021 году (прогноз аналитического центра «Совэкон» на уровне 15,9 млн тонн) и мировое падение цен на подсолнечное масло обеспечат превышение предложения над спросом, и цены, естественно, будут снижаться.
Что делать? Однозначного ответа нет. Регулирование цен на продовольствие не может быть постоянным. Полагаем, усилия государства должны быть ориентированы на поддержание спроса на продовольствие, прежде всего со стороны социально уязвимых категорий населения.
Марина Анохина, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Свежие комментарии