На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 276 подписчиков

Свежие комментарии

Кто такие западники? Краткая история западничества от Рюрика до Ельцина. Часть первая.

Очередной текст от Бориса Мячина, воссоздающий картину появления этого крайне живучего движения в своей динамике и исторической ретроспективе. Текст объемный, поэтому мы его разбили на три части.

Почему Пётр I не западник, и отчего сошёл с ума князь Мышкин?

В начале дадим четкое определение. Главная идея западников в том, что Россия — страна отсталая, как бы побочная, не сумевшая вовремя войти в «концерт» евроатлантических государств, и единственное ее спасение в том, чтобы «догонять» – развиваться по тому же пути, что и Европа, т.

е. следовать началам парламентаризма, конституции, рациональной философии, науки, технического прогресса и т. д.

Противники западников (славянофилы, евразийцы, национал-большевики и другие идеологические группы) утверждают, что Россия — не часть Запада, а особая цивилизация, которая развивается по-своему; технологии, по их мнению, вопрос важный, но вторичный, главное же в том, чтобы сохранить свою национальную самобытность.

«Точкой зеро» русского западничества считается 1836 год, когда в журнале «Телескоп» было опубликовано скандальное «Философическое письмо» Петра Яковлевича Чаадаева. Главное возмущение патриотически мыслящих читателей вызвало утверждение Чаадаева о том, что Россия «составляет пробел в интеллектуальном порядке» по сравнению с Западом. Публикация в «Телескопе» не только дала толчок к оформлению сразу нескольких западнических течений, но и спровоцировала возникновение враждебных западничеству националистических идей, прежде всего, славянофильства. «Журнальная статья Чаадаева произвела страшное негодование публики и потому не могла не обратить на него преследования правительства и Императора. На автора восстало все и вся с небывалым до того ожесточением в нашем довольно апатичном обществе», — писал современник тогдашних событий.

Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856)
Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856)

Т. е. впервые в новой русской истории возник очень мощный медийный эффект. Началась публичная критика реформ Петра Первого, которые лежали в основе Российской империи. Императору Николаю I это, разумеется, не понравилось, «Телескоп» был закрыт, издатель журнала Надеждин отправлен в ссылку, а сам Чаадаев объявлен сумасшедшим.

Истина познается только в споре. А потому давайте попробуем честно и беспристрастно разобраться в том, что же в утверждениях западников и их противников справедливо, а что — не очень. Но начнем все-таки с генезиса, т. е. с очень, очень далеких времен.

Русская княжна в руках немецких сатанистов. О чем молчат летописи

На самом деле западничество придумал не Чаадаев, и не Петр Первый, и даже не Лжедмитрий. Западничество появилось еще в Древней Руси, потому что торговые связи и династические браки между русскими князьями и западноевропейскими королями были привычным делом. А зачем нужен династический брак? Правильно, затем, чтобы рассчитывать в случае чего на военную помощь своего зятя, тестя, двоюродных братьев и т. д.

Эти браки не всегда были удачны. Так, например, княжна Евпраксия Всеволодовна в 1089 году стала женой германского императора Генриха IV (того самого, который в 1077 году «ходил в Каноссу») и… после свадьбы узнала, что Генрих жуткий еретик и сатанист! Жизнь русской княжны на Западе превратилась в сущий ад. Она убежала от мужа-дьяволопоклонника к его главному политическому противнику — римскому папе Урбану II. А тот заставил Евпраксию выступить на церковном суде против Генриха. Против мужа! Скандал! Позорище на весь белый свет! Даже если сейчас такое случится — от молвы не отмыться вовек, никакое пиар-агентство не поможет. А это было Средневековье! Самый разгар религиозного фанатизма и крестовых походов!

Евпракси́я Всеволодовна, королева Адельгейда (1069/1071 — 1109)
Евпракси́я Всеволодовна, королева Адельгейда (1069/1071 — 1109)

При этом в «Повести временных лет» о злоключениях русской княжны на Западе почему-то ничего не написано. Скорее всего, летописцы получили от великокняжеских властей или от самой Евпраксии, в 1099 году вернувшейся в Киев, щедрое пожертвование и настоятельную рекомендацию никак эту грязную историю в летопись не заносить. Т. е. всё было настолько плохо, настолько скандал испортил отношения Руси и «коллективного Запада», что понадобилось срочно всё замазать, скрыть от «общественности», а ненужных свидетелей убрать с глаз долой (Евпраксию постригли в монахини — типичное наказание для средневековой женщины из княжеского или королевского рода). На пустом месте подобные «замазки» не возникают.

Вот почему нельзя верить на́ слово древнерусским летописям (как и любому другому историческому источнику, впрочем). Уже призвание варягов в 862 году (т. е. традиционная «точка зеро» русской истории) вызывает у историков множество вопросов. С чего бы вдруг славянским племенам было приглашать чужеземцев-викингов на княжение в Великом Новгороде и других городах? Нет ли в этой легенде политической подтасовки? Может быть, летописец опять намеренно что-то «замазал», приврал и изобразил циничный захват власти варягами как добровольное «приглашение»? Может быть, летопись писалась по заказу какого-нибудь прозападного князя, которому была выгодна именно такая концепция истории: славяне, мол, были глупые и необразованные, а вот Рюрик и его потомки навели «наряд» (порядок) и «свет» (просвещение); следовательно, вы должны подчиняться Рюриковичам, т. е. мне. Логично? Логично.

Кто приказал придумать политическую легенду о призвании варягов, до сих пор непонятно; понятно только, что эта летописная вставка сделана всё тогда же, во времена несчастной Евпраксии Всеволодовны. Западником был, например, великий князь Святополк Изяславич, сын польской принцессы Гертруды. В 1113 году Святополк скончался при загадочных обстоятельствах, и в Киеве вспыхнул националистический погром. Были разграблены дворы верных Святополку бояр и еврейских купцов.

Святопо́лк (Михаиил) Изяславич (1050 —1113)
Святопо́лк (Михаиил) Изяславич (1050 —1113)

Результатом этого погрома стало вокняжение брата Евпраксии — Владимира Мономаха, который вел уже умеренный национальный курс. Напрашивается версия о том, что это переписывание летописей инициировал именно Мономах — последний, по сути, руководитель единого Древнерусского государства, упрямо пытавшийся найти точки соприкосновения с «западными партнерами». Легенда о призвании варягов ему была выгодна, а бульварная хроника о скандальных похождениях сестры — совсем нет. Поэтому варяжская легенда была как бы выпячена наружу, а любая информация о том, что могло бы повредить налаживанию отношений с Западом, наоборот, тщательно вымарана.

Вообще, давно замечена странная «магия имени». Все Святополки во власти были западники, даже князь Святополк-Мирский (министр внутренних дел при Николае II) был англоман, а вот все Владимиры (в том числе Ленин и Путин) считаются умеренными патриотами, если можно, конечно, назвать «умеренностью» неизбежные в таких случаях перегибы: Владимир Святой в начале карьеры укреплял патриотизм человеческими жертвоприношениями языческим богам, а Ленин говорил в разгар продразверсток, что настоящий патриотизм — это «патриотизм человека, который будет лучше три года голодать, чем отдаст Россию иностранцам».

Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125)
Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125)

Святополк II и Владимир Мономах правили на рубеже XI и XII веков, и тогда вопрос выбора между Европой и Азией не был еще так очевиден. Но уже спустя несколько десятилетий Русь фактически распалась на несколько «полугосударств», и к середине XIII века контуры непримиримой вражды западников и «восточников» превратились из умозрительных концепций киевских монахов в кровавую реальность гражданской войны. Распалось само единство династии Рюриковичей, расколовшейся на Мстиславичей, Ростиславичей, Юрьевичей, Изяславичей, Ольговичей и т. д. Княжеские династии откровенно враждовали между собой. Вторжение монголов только дораскололо Русь и усилило эту «игру престолов». При этом одни князья (Александр Невский и его отец Ярослав Всеволодович) опирались на поддержку монголов, а другие стали искать помощи на Западе. Так, римский папа Иннокентий IV в 1253 году признал Rex Russiae («королем Руси») князя Даниила Галицкого. На сторону западников переметнулся даже родной брат Александра Невского Андрей. Кончилось всё очень печально: Александр пожаловался монголам на своего же брата, и те послали на Русь карательный отряд, который разбил Андрея, бежавшего в итоге в Швецию. Другой монгольский отряд, отправленный на Галичину, не добился большого успеха, однако западническая политика Даниила Галицкого привела к куда более серьезной проблеме: от «короля Руси» отвернулась православная церковь. Митрополит Кирилл попросту бросил своего покровителя и уехал к Александру Невскому, потому что монголы гарантировали русским невмешательство в религиозные вопросы в то время как римские папы требовали безусловного подчинения и признания основных богословских догматов католичества (прежде всего, «филиокве»).

Именно религиозный вопрос окончательно развел осколки Древней Руси по разные стороны в XV—XVI вв. Московские государи, продолжавшие промонгольскую политику Александра Невского, категорически отвергли в 1441 году унию с католиками, в то время как население Западной Украины и Западной Белоруссии унии подчинилось, став тем самым частью западной цивилизации, а не «восточной». Окончательно эта уния была оформлена польскими иезуитами в 1596 году в Бресте, и, как говорится, себе же во вред. Бо́льшая часть Украины не приняла Брестской унии и спустя полвека присягнула православной Москве.

Борис Мячин. Журнал "Лучик".

Часть вторая.

Часть третья.

Ссылка на первоисточник
наверх