На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 187 подписчиков

Свежие комментарии

  • ФинамИнфо
    Не смогут. У них никогда не было соответствующей промышленности, одно выделение плутония из отработанных топливных эл...Times: Украина мо...
  • Гарий Щерба
    А  КЕМ тогда останется  ЕСЛИ ЧТО , ЗАЩИЩАТЬ ПРОКЛЯТЫЙ  остров , если  ВСЯ  армия  МЕЛКОБРИТАНИИ  около 75 000-человек...Джонсон: Британия...
  • Светлана Зуева
    Низкопрофильный литуанець.....Науседа заявил, ч...

Кутузовский проспект: от бараков до сталинской высотки и автомобильного тоннеля

Почему самую близкую к центру часть Кутузовского проспекта делали позже других? За что критиковали создателей гостиницы "Украина"? Правда ли, что изначально из окон сталинской высотки открывался вид на ветхие бараки? И как появился первый подземный автомобильный тоннель в Москве? Об этом и не только расскажу сегодня.

Вечерняя иллюминация на Кутузовском проспекте в сторону Калининского проспекта (ныне Новый Арбат), 1974.

К "своим" не придирались

Начальный отрезок Кутузовского проспекта сформировался, как это ни странно, одним из последних. Хотя он ближе всего располагался к центру. Одной из причин было то, что в те времена ещё не было Новоарбатского моста через Москву-реку. Да и самого Нового Арбата не существовало. Таким образом, Кутузовский заканчивался тупиком. Градостроители ждали, пока ситуацию можно будет разрешить. Поэтому работы стартовали только в 1946 году. Тогда начали строить здание под номером 18. Оно расположилось в том месте, где от Кутузовского проспекта отходит Большая Дорогомиловская улица.

Для того, чтобы построить дом по проекту архитектора Дмитрия Чечулина, пришлось снести здание фабрики-кухни. К сожалению, его внешний облик в стиле конструктивизма совсем не вписывался в новую концепцию Кутузовского проспекта. К тому же, возвели сооружение в 1920-х. Поэтому исторической ценности оно в то время не представляло.

Дом №18 по Кутузовскому проспекту, 1950.

Первоначальный проект дома №18 предполагал на вершине маленькую башню. На стадии одобрения её исключили, но всё равно внешний вид здания получился торжественным. Некоторые исследователи считают, что украшательство было необоснованно ярким. А претензий Чечулину никто не предъявлял якобы из-за его высокого положения в архитектурной иерархии. Но лично мне дом нравится.

Немного про гостиницу "Украина"

Конечно, главным украшением в начале Кутузовского проспекта являлась Сталинская высотка - Гостиница "Украина". Далее я расскажу её историю достаточно кратко.

Строительство здания начали последним из всех Сталинских высоток, в 1953 году. Некоторые считают, что это связано с тем, что изначально гостиницу хотели расположить в районе стадиона "Динамо". Авторами проекта стали Аркадий Мордвинов, Павел Красильников и Вячеслав Олтаржевский.

Строительство гостиницы "Украина", 1953-1954.

Поскольку достраивали высотку уже в годы борьбы с архитектурными излишествами, первоначальный план немного изменили. Например, в целях экономии пришлось увеличить количество номеров, сократив их площадь. Также не установили шикарные статуи перед главным входом и не реализовали некоторые декоративные задумки.

Гостиница "Украина", 1958.

Несмотря на это, в целом здание получилось очень нарядным и ярким как внутри, так и снаружи. Поэтому критики архитекторам избежать не удалось. Особенно чиновники упрекали строителей за башенки с вазами, которые установили по всему периметру здания. Ведь каждая такая "штучка" обошлась бюджету в 1 млн. рублей (в ценах до реформы 1961). Флигели гостиницы сделали жилыми. Там разместили 254 квартиры.

Типовые дома вместо бараков

Гостиница "Украина", конечно же, была украшением местности. Однако вокруг неё на тот момент находились одни бараки. Они сильно бы портили впечатление от Сталинской высотки. Поэтому ещё на стадии её строительства, начали разрабатывать проект благоустройства Ново-Дорогомиловской улицы. Так называли участок Кутузовского проспекта, который выходил непосредственно к Москве-реке.

Строительство дома №5/3 по Кутузовскому проспекту, 1958. Такой вид на бараки открывался с гостиницы "Украина". 

Бараки, вид с гостиницы "Украина", 1958.

Согласно первоначальному замыслу архитекторов, все здания по обеим сторонам новой улицы должны были возвести симметричными и в едином стиле. Правда до конца это осуществить не удалось. Однако некоторые дома построили примерно одинаковыми. Сравните здания под номерами 10 и 13. Они похожи.

Кутузовский проспект в сторону Москвы-реки, 1960-1961.

Кутузовский проспект, 10.

Кутузовский проспект, 13.

Последним украшением для будущего проспекта должно было стать одно большое здание на 430 квартир. Его проектирование доверили группе архитекторов во главе с Вячеславом Олтаржевским. Поскольку он участвовал в создании гостиницы "Украина", то ему удалось гармонично согласовать оба здания. Однако чиновникам что-то не понравилось.

Законченный ансамбль Кутузовского проспекта, вид с Калилинского моста (ныне Новоарбатского моста), 1965.

Формулировка "Отсутствие масштабного единства различных деталей" ясности не вносит. Похоже, проверяющие инстанции сами не знали, чего им хотелось. В итоге процесс остановился. Лишь в 1959-1960 годах здесь появился дом под номером 5/3. Его сделали по типовому проекту. Но добавили некоторые декоративные детали.

Первый московский автомобильный тоннель

Незадолго до этого, в 1957 году, проспекту дали его современное название - Кутузовский. Тогда исполнялось 145 лет с момента Победы в Отечественной войне 1812 года. Это посчитали хорошим поводом, чтобы присвоить магистрали имя главнокомандующего российской армии Михаила Кутузова.

В начале я писал, что на проспекте образовалась развилка. Одна часть уходила прямо (если смотреть в сторону центра), другая - вправо и превращалась в Большую Дорогомиловскую улицу. Чтобы упростить организацию движения, решили построить автомобильный тоннель. Между прочим, первый в Москве. Конструкцию полностью закончили в 1960 году.

Практически готовый тоннель, но уже действующий для проезда автомобилей, 1959.

Тоннель получился 70 метров в длину. А с учётом пандусов - 400. Интересно, что это стало примером того, как московские градостроители мыслили наперёд. Когда в строй вводили последний участок Кутузовского проспекта, транспортная загрузка не была настолько большой, чтобы строить тоннель. Но через несколько лет он бы точно понадобился. Так что не всегда советских чиновников нужно критиковать. Некоторые их решения были верными.

Источник: О Москве нескучно.

Картина дня

наверх