В этом году в Италии исполняется сто лет с тех пор, как в 1922 году после похода на Рим в стране к власти пришел Бенито Муссолини и был установлен фашистский режим. Совпадение знаменательное, поскольку сегодня ситуация на Апеннинах складывается такая, что на досрочных парламентских выборах в сентябре к власти в стране, похоже, придет коалиция правого центра.
В ее составе доминирует партия «Братья Италии» во главе с Джоржией Мелони, в молодости возглавлявшей молодежное движение неофашистской партии «Итальянское социальное движение» Джорджо Альмиранте. Именно эта партия лидирует сейчас во всех опросах общественного мнения, а потому именно Мелони прочат на пост будущего премьер-министра.
Как отмечает газета Corriere della Sera, победа правых на предстоящих выборах настолько неизбежна, что спор идет лишь о том, удастся ли им получить две трети голосов, что позволит менять Конституцию. Такой вывод основывается на последних данных социологических опросов. Так, по данным службы SWG, входящие в правую коалицию партии «Лига» Маттео Сальвини, «Братья Италии» Джорджии Мелони и «Вперед, Италия» Сильвио Берлускони могут одержать верх в 90% одномандатных округов. В целом, по данным SWG, правый альянс обеспечивает себе 45% голосов, а их соперники – левоцентристы наберут не более 30%. «Преимущество правоцентристов на сегодняшний день кажется неодолимым», – констатирует в этой связи Corriere della Sera. Однако по данным другой службы – Института Каттанео – двух третей голосов в парламенте им получить все-таки не удастся.
Триумф правых
Но еще больший сюрприз ожидает Италию в том, что касается кандидата на пост премьер-министра, который должен сменить исполняющего сейчас обязанности главы правительства Марио Драги, бывшего главы Европейского центробанка, которого считают ставленником глобалистской элиты. Главный партнер «Братьев Италии» – глава «Лиги» Маттео Сальвини уже заявил, что будущим премьером станет глава той партии правой коалиции, которая наберет больше голосов. А Мелони объявила, что она не прочь занять этот пост и стать первым после Второй мировой войны крайне правым политиком и первой женщиной во главе итальянского правительства.
Это и может оказаться главной сенсацией для Европы на предстоящем 25 сентября голосовании.
Стремительный взлет Мелони и ее «Братьев Италии» оказался неожиданным. Ведь это не тот привычный жупел «фашиста», при помощи которого уже не раз пытались очернить во Франции такую же сторонницу националистических идей, лидера «Национального объединения» Марин Ле Пен.
Мелони и в самом деле имеет «фашистское» прошлое, поскольку партию ИСД, из среды которой она вышла, в Италии считали наследником идей Муссолини.
Эволюция неофашистов
Эта партия активно участвовала в политической жизни послевоенной Италии и в 1970-х годах даже проходила в национальный и европейский парламенты. Затем движение объединилось с монархистами для расширения электоральной базы, а в 1995-м оно раскололось на консервативный «Национальный Альянс» и радикальное неофашистское «Социальное движение – Трехцветное пламя». «Национальный Альянс», ставший правопреемником ИСД, просуществовал до конца 2000-х гг, а потом его руководство решило объединиться с партией Сильвио Берлускони «Вперед, Италия!» и другими правыми в единое объединение, получившее название «Народ свободы». Новая партия одержала победу на голосовании и смогла сформировать правительство под руководством Берлускони. Однако к 2013 году объединение развалилось из-за внутренних разногласий. Активисты «Национального Альянса», объявили о выходе из «Народа свободы» и сформировали новую партию под названием «Братья Италии». Поначалу партию возглавил экс-министр обороны Иньянцио Ла Русса, а в 2014-м лидерство перешло к Джорджии Мелони, которая тогда занимала пост министра по делам молодежи в кабинете Берлускони.
«Всего пять лет назад, – пишет английская Guardian, – «Братья Италии», партия неофашистского происхождения, едва набрала 4% голосов. Сейчас она лидирует в опросах общественного мнения, а разжигающие протесты ее лидера Джорджии Мелони заполнили площади по всей Италии перед выборами».
В чем причина такого неожиданного успеха этой партии с националистическими лозунгами? А та же, что и помогла прийти сто лет назад к власти Муссолини.
Это – растущее недовольство населения снижением уровня жизни, резким ростом цен, а также еще и новыми вызовами – бесконтрольным наплывом мигрантов, неспособностью к переменам левых и либералов, которые правят, диктатом Брюсселя, навязывающим стране нормы и правила, вызывающие у многих отторжение.
Тревога глобалистов
Однако нынешние «Братья Италии» все-таки имеют мало общего с ИСД Джорджо Альмиранте и всячески стараются отмежеваться от ярлыка «фашистов».
Движение старательно перелицевало свою программу под современные реалии. Но главные лозунги партии – национализм, нулевая терпимость к мигрантам и приверженность традиционным ценностям не в тренде у глобалистов.
Лидер «Братьев Италии» выступает против однополых браков и за сохранение традиционной семьи. Осуждает «исламизацию» Европы, призывает закрыть порты, чтобы не допустить высадки мигрантов с судов на берега Италии, и предлагает увеличить количество центров мониторинга и депортаций. В области внешней политики она не требует выхода Италии из ЕС, но выступает за суверенитет европейских государств.
«Я женщина, я мать, я итальянка, я христианка, и вы у меня этого не отнимите», – так охарактеризовала свою позицию сама Джорджия Мелони. И, как видно, именно эти лозунги сейчас становятся в Италии все более популярными.
С другой стороны, понятно, что они идут вразрез с нынешними «европейскими ценностями» и всем тем, что декларирует Брюссель и мировая глобальная элита, а потому перспектива прихода в Италии к власти правительства правого центра с премьером Мелони вызывает у глобалистов серьезную тревогу. Тем более что два других лидера правой коалиции – Сальвини и Берлускони имеют на Западе прочную репутацию «друзей Путина». Берлускони, особенно в свою бытность премьером и позднее, тесно общался с российским лидером, тот был в гостях на его вилле. А Сальвини отметился тем, что во время поездки в Москву демонстративно вышел на Красную площадь в футболке с портретом Путина. Однако сейчас лидеры коалиции правого центра, по крайне мере публично, пытаются всячески отмежеваться от прежних симпатий к России. Заявляют о своей приверженности идеям атлантизма и ЕС.
Так что, если коалиция правого центра победит и премьером станет Мелони, то это вовсе не значит, что Италия откажется от санкций против России или вернется к временам диктатора Муссолини.
«Мелони и ее предложения могут не нравиться. Но навешивать на них ярлык фашистов неправильно, – считает итальянский историк Джованни Орсина. – международные обязательства Италии, особенно в рамках ЕС, оставляют мало пространства для радикализма. Это одна из причин, по которой правое правительство не будет катастрофой».
Сдвиг вправо очевиден
Однако некоторые напоминают, что ведь и будущий дуче поначалу вовсе не выглядел как грядущий диктатор, которого потом партизаны повесили вверх ногами на бензоколонке в Милане. Он был членом социалистической партии и редактором социалистической газеты «Аванти!». К власти Муссолини пришел на волне массового недовольства населения острыми экономическими проблемами и чудовищной безработицей, унижением Италии после Первой мировой войны.
Сегодня, несмотря на все проблемы, ситуация в Италии, которая стала одной из крупнейших экономик Европы, все-таки уже другая, но под ударами энергетического кризиса она быстро ухудшается, как и в других странах Запада. Именно поэтому признаки диктатуры правящей элиты, грубое подавление несогласных отчетливо проявляются сегодня, как в США, так во Франции и Германии. Возможно ли такое и в современной Италии, которая уже получила в своей истории разрушительный урок фашизма? Споры на этот счет не прекращаются.
Многие уверены, что возвращение фашизма в стране уже невозможно. Но такие факты, как то, что родная внучка Муссолини Ракеле является сейчас членом муниципального совета Рима от партии «Братья Италии», а нынешняя глава этой партии и бывший лидер молодежного движения неофашистской ИСД Джоржия Мелони готовится стать премьером, все-таки заставляют задуматься.
В любом случае сдвиг Италии вправо накануне выборов налицо. Известный норвежский публицист Пол Стейган не сомневается, что и новый фашизм сегодня на Западе вполне возможен. «Но по форме новый фашизм, – пишет он, – настолько отличается от прежнего, что для его описания наверняка будут введены новые концепции».
Владимир Малышев.
Свежие комментарии