Littoral Combat Ship – корабль прибрежной зоны начал разрабатываться в 2005 году для замены фрегатов типа «Оливер Хазард Перри» и для частичной замены морских тральщиков «Авенджер», для действий в прибрежных водах и мелководных районах моря.
Предполагалось разработать небольшие, маневренные и главное, недорогие корабли.
Разработка и строительство новых кораблей почти не отличались от других подобных программ, с той разницей, что по итогам конкурса предварительных проектов было решено строить сразу два варианта LCS. Один был разработан в Lockheed Martin, другой – в General Dynamics. Первые корабли обоих проектов получили наименования LCS-1 и LCS-2 соответственно.Оба головных корабля серий, построенных по программе LCS вошли в строй ВМС в 2008 и 2010 годах под названиями USS Freedom (LCS-1) и USS Independence (LCS-2). В итоге сравнения лучшим был признан LCS-1 и, как следствие, в самом ближайшем времени компания Lockheed Martin получила очень выгодные контракты.
Однако вскоре был опубликован доклад Проекта государственного надзора (POGO – Project On Government Oversight), из которого можно вынести очень много интересных выводов о программе LCS.
Главное – финансы. Оба проекта должны были стоить около 350 млн долларов, но каждый из них обошелся казне более 655 млн долларов. Корабль прибрежной зоны нужен ВМС США, но не такой ценой.
Эксперты POGO тщательнейшим образом изучили не только контракты и накладные по LCS, но и проштудировали техническую документацию проектов LCS-1 и LCS-2, отчеты об их испытаниях и множество других. По их мнению, к разработке General Dynamics (LCS-2) есть ряд вопросов, однако, как утверждают инженеры и военные, все они могут быть решены в относительно короткие сроки. Разработку LCS-1 они признали безнадежной.
Во-первых, корабль от «Локхид Мартин» незначительно, но дороже. Конечно, 11 миллионов в масштабах военного судостроения не такая уж и большая цифра. Но если перемножить их на требуемые 60 кораблей, то получится, что флот на этой «небольшой» сумме в масштабах всей серии потеряет стоимость почти двух таких же кораблей.
Во-вторых, LCS-1, по словам докладчиков из POGO, даже через четыре года после ввода в строй не может выполнять все возложенные на него функции. Имеется масса проблем с радиоэлектронным оборудованием, с вооружением, с силовой установкой и т.д. Часть поломок можно было исправить силами экипажа, но часть требовала постановки в док. Самый вопиющий случай произошел в марте 2010 года. Тогда по вине техники на несколько часов полностью выключилась основная система электроснабжения корабля, а запустить резервную удалось только лишь спустя длительное время. Один из самых современных кораблей ВМС США несколько часов просто дрейфовал по воле волн и ветра.
Наконец, по мнению экспертов POGO, LCS-1 в своем нынешнем состоянии просто не может достичь расчетных ходовых характеристик. В ходе прошлогоднего летнего ремонта в корпусе этого корабля было обнаружено 17 относительно больших трещин. Эти трещины, даже при отсутствии прогресса в развитии не позволяют кораблю развить скорость выше 40 узлов, не рискуя при этом получить новые повреждения.
Выводы POGO печальны. Во-первых, Пентагон совершил большую ошибку, начиная «двойную разработку». Вопреки всем ожиданиям, такой подход не привел к значительному повышению технических или боевых качеств создаваемых кораблей, а привел к необоснованным затратам. Во-вторых, ввод в строй новых кораблей, равно как и другой военной техники, не доведенных до ума, не только не повышает оборонный потенциал, а даже снижает его и бьет по престижу Пентагона и всех Соединенных Штатов. В-третьих, нужно сократить расходы на программу и оставить только один проект перспективного корабля, на котором будут сосредоточены все усилия.
Отдельной критике эксперты подвергли ненадежные энергетические установки кораблей и дроны-миноискатели
В итоге палата представителей сократила программу с 60 до 32 судов.
Сергей Михеев
Свежие комментарии