Комиссия правительства по законопроектной деятельности готовит законопроект, упрощающий порядок регистрации прав на недвижимое имущество. Он предусматривает объединение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости (ГКН).
Вполне вероятно, неюристу сложно понять, в чем разница между этими двумя системами учета сведений о недвижимости.
Основная идея ГКН в том, что, с юридической точки зрения, любой объект недвижимости существует для права только с того момента, когда он будет соответствующим образом описан. Именно для этого существовало ранее БТИ, а теперь – кадастровые инженеры, которые обмеряют помещения, здания, сооружения, земельные участки. С земельными участками сложнее всего: здания и помещения имеют объективные границы сами по себе, но границы земельного участка устанавливаются именно путем его обмера кадастровыми инженерами. И вот только после того, как сведения об объекте недвижимости будут внесены в ГКН, он начинает существовать для права, и с ним можно совершать сделки.
С другой стороны, ЕГРП предназначен именно для фиксации юридической судьбы объекта недвижимости: кому он принадлежал и принадлежит, на основании каких сделок переходили права на объект, имеются ли в отношении объекта залоги, аресты или судебные споры.
Иными словами, ГКН закрепляет статику, а ЕГРП – динамику объекта недвижимости. И из этого следует достаточно очевидный вывод о том, что ГКН имеет вспомогательные функции по отношению к ЕГРП.
Несмотря на это, с 90-х годов прошлого века функции кадастра недвижимости и регистрации прав на нее были разделены: постановкой объектов на кадастровый учет и ведением кадастра занимались органы БТИ и земельного кадастра, а государственной регистрацией – Росреестр. После реформы в середине 2000-х годов ведение ГКН также было передано Росреестру, хотя на практике ведением ГКН стало заниматься ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра».
Все это приводило к тому, что лицо, которое создавало объект недвижимости либо хотело совершить с ним сделку, должно было вначале разобраться с его постановкой на кадастровый учет и только потом заниматься государственной регистрацией прав на него, то есть и временные, и финансовые затраты удваивались. Кроме того, и Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», и Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имели ряд противоречий и отсылок друг к другу. Это приводило к тому, что в ряде случаев, при попытке зарегистрировать созданный объект недвижимости или сделку с ним, предприниматели натыкались на глухую стену и были вынуждены обращаться в суд. Особенно часто это происходило при наложении границ земельных участков, когда ФГБУ «ФКП Росреестра» отсылал заявителя разбираться в Росреестр, а тот – обратно в «ФКП Росреестра».
Еще одной проблемой является то, что при совершении сделок с недвижимостью покупатель, страхуясь от возможного отказа в государственной регистрации, либо помещает деньги за объект в ячейку, либо открывает аккредитив с условием доступа к деньгам только при предоставлении документов, подтверждающих переход права собственности. В такой ситуации продавец получает возможность пользоваться деньгами только спустя почти месяц после того, как он передал права на недвижимость.
Безусловно, предлагаемое объединение двух реестров должно будет снять значительную часть противоречий между ними, что облегчит и ускорит оборот объектов недвижимости.
Дополнительно ускорит оборот и предлагаемое сокращение сроков государственной регистрации прав на объекты недвижимости. Если сейчас они составляют (по общему правилу) 20 календарных дней, то согласно законопроекту сократятся до 5 – 7 дней. В совокупности с предложением об объединении двух реестров это позволит регистрировать права на вновь построенные здания, сооружения и помещения, на только образованные земельные участки до четырех раз быстрее.
Единственная проблема, которая видится сейчас, до начала реализации мероприятий, предусмотренных законопроектом, - это сложности с объединением двух реестров. В прошлый раз, при передаче дел в органы Росреестра и включении их в состав образовывающегося ГКН было допущено большое количество ошибок, которые пришлось исправлять, в том числе, судебным путем.
Хочется надеяться, что за 10 лет, которые пройдут с момента начала предыдущей реформы и до завершения новой (а окончательное слияние реестров запланировано на 1 сентября 2017 года), органы успеют сделать выводы из своих ошибок. Как следствие, после вступления в силу нового закона регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним станет, как и запланировано разработчиками, быстрее и проще.
Автор: Дмитрий Титов, партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры»
Фото: Shutterstock
Свежие комментарии