Президент России Владимир Путин поручил правительству страны разработать и утвердить до 1 июля план развития городского транспорта Крыма и утвердить план развития автодорожной сети полуострова. Предложение о строительстве прямой ветки Симферополь—Керчь (около 200 км) исходило от крымского руководства.
На мой взгляд, строительство ветки Симферополь—Керчь необходимо. На сегодняшний день Симферополь - единственный город, в котором находится международный аэропорт. Пока что Симферополь и Керчь соединяются железной дорогой, которая идёт по береговой линии, что сильно увеличивает затраченное время при передвижении из центра полуострова на восток. Однако строительство ветки Симферополь—Керчь не включено в ФЦП по развитию Крыма до 2020 года и может не попасть и в схему территориального планирования региона до 2030 года.Отмечу, железнодорожное сообщение между Керчью и столицей полуострова существует, но дорога идет через Джанкой, что существенно затормаживает процесс перевозки грузов и пассажиров из Керчи в Симферополь и обратно. Убежден, что строительство прямой железнодорожной ветки Симферополь-Керчь поможет решить большое количество транспортных проблем полуострова.
ЖД
Если говорить о том, какой вид транспорта был бы предпочтительнее для полуострова, я выделю развитие железных и автомобильных дорог. С присоединением Крыма должна меняться логистика транспортного потока как из России, так и внутри полуострова. В связи со сложной политической ситуацией, сложившейся в результате кризиса на Украине, некоторые грузы приходится отправлять в обход Украины, соответственно, в первую очередь нужно наладить автомобильный поток из России в Крым напрямую. Мост через Керченский пролив должен стать одним из важнейших путей разрешения существующих транспортных проблем. Однако при импорте 90-100 млн. тонн грузов в год вывезти все эти грузы в РФ по мосту невозможно. Полагаю, следует рассмотреть строительство дополнительного моста через Керченский пролив.
На развитие железных дорог Крым потратит около 90 млрд. рублей. Особый акцент нужно сделать на строительство новых железнодорожных путей в обход Украины. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отметил, что одна из главных задач на текущий момент - организация прямого сообщения с Крымом и Севастополем. Проблема перевозки в Крым становится острой не только для перевозки грузов, но и для туристического бизнеса. Пока туристический поток оказался в 2-2.5 раз меньше, чем в предыдущем году. К сожалению, прогнозы по увеличению туристического потока пока в Крым не оправдываются. Соответственно, необходимо создавать благоприятные условия для туризма. Новая железная дорога в обход Украины могли бы существенно повлиять на ситуацию.
Воздушные перевозки
Воздушные перевозки станут одним из основных видов транспорта для путешествующих из России и других стран в Крым. Однако на крымском полуострове всего один действующий международный аэропорт - в Симферополе, при этом аэропорт нуждается в модернизации и реконструкции. Более того, необходимо задуматься о постройке нового аэропорта на территории полуострова. Дмитрий Медведев уже подписал указ о включении аэродрома Бельбек в перечень аэродромов совместного базирования РФ. Рост туристического потока стимулируют программы по субсидированию цен на билеты в Крым, на данный момент одним из примеров являются бюджетные авиалинии «Добролёт».
Порты
Очень важно развитие портовой системы на полуострове. На данный момент для увеличения конкурентоспособности портовой системы Крыма в Черноморском бассейне обсуждается вопрос о введении дополнительных таможенных и налоговых льгот для портов региона. Огромный транзитно-перегрузочный потенциал полуострова должен быть увеличен, ожидается привлечение новых грузопотоков в порты Крыма. После того как рейтинг инвестиционной привлекательности Крыма был повышен, можно ожидать незначительный приток инвестиций, хотя риски развития транспортно-логистического комплекса Крыма до сих пор слишком высоки. Риски в большинстве своем связаны с непростой политической ситуацией. Решить задачу доставки грузов в Крым можно путем увеличения нагрузки на железнодорожный паром в Керчи, который сейчас загружен всего на 30%.
Автор: Дмитрий Зотов, генеральный директор «ТрансФин-М»
Фото: Shutterstock.com
Свежие комментарии