На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 246 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил Фадеев
    Земли сумщины не счет?Военный эксперт о...
  • Юрий Васильев
    Официально ВСУ захватили 800 кв. км. А ВС РФ освободили 1100. Похоже кто-то пи.. дит.Военный эксперт о...
  • Владимир Акулов
    Что  такое  пропаганда  ? Это  умение  на  словах  сделать  из  конфузии  викторию  .  Но    РЕАЛЬНОСТЬ    преодолева...Военный эксперт о...

Государство поддержит трудовую миграцию

Правительство предложило законопроект, который предусматривает компенсацию расходов на переезд работника в другой регион. Инициатива вызвана необходимостью стимулирования трудовой миграции из насыщенных трудовыми ресурсами регионов Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга.

Эта инициатива предложение была скептически встречена предпринимательским сообществом.

Бизнес не ждет массовой миграции. Однако в этой теме следует разобраться.

Нельзя назвать идею новой. Так, в статье 169 Трудового кодекса РФ установлена обязанность работодателя возмещать расходы при переезде работника в другую местность. В настоящий момент работодатель обязан возмещать расходы по переезду работника и членов его семьи, а также расходы по обустройству на новом месте жительства. В соответствии с указанной статьей конкретный порядок может устанавливаться постановлением правительства в отношении государственных служащих, а также работников государственных внебюджетных фондов и учреждений. На сегодняшний день приняты постановления правительства в отношении сотрудников Следственного комитета и государственных гражданских служащих. В отношении других работников действует постановление Совмина СССР от 15.07.1981 № 677 «О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность». Так, применяя статью 169 ТК РФ в одном из дел, суд решил, что все расходы, связанные с переездом работника в другую местность, должны быть возмещены работодателем, в том числе расходы по найму жилого помещения (апелляционное определение Московского городского суда от 04.03.2014 по делу N 33-4632). Следует отметить, что данная статья применяется только в связи с переводом действующего сотрудника в другую местность. Правила не применяются, если на момент переезда между работодателем и гражданином отсутствовали трудовые отношения. Отсутствие обилия судебных споров по этой статье свидетельствует о том, что она редко применяется, следовательно, не является достаточным стимулом к трудовой миграции. Расходы, предусмотренные статьей 169 ТК РФ, работодателям возмещаться не будут.

Какие же расходы подлежат возмещению? Инициатива связана с внесением изменений в закон «О занятости населения в Российской Федерации» в части повышения трудовой мобильности граждан и предусматривает компенсацию совершенно иных расходов. В каждом регионе будет существовать программа повышения мобильности трудовых ресурсов. Органы субъектов Федерации будут отбирать под эту программу инвестиционные проекты по критериям, установленным программой. Правительство будет устанавливать регионы, которые нуждаются в привлечении трудовых ресурсов, и осуществлять их поддержку. Работодатели, которые стали участниками программы повышения мобильности трудовых ресурсов, будут заключать с исполнительными органами соглашение, которым будут предусматриваться меры поддержки работников и порядок компенсации расходов работодателя. Затем такие работодатели должны будут заключить с работником из другого региона трудовой договор на срок не менее трех лет и только впоследствии работодателю выдается сертификат, который будет подтверждать объем компенсации со стороны государства. Сами же деньги работодатель получит не ранее, чем через три месяца с момента заключения трудового договора при условии выплаты всех необходимых налогов и взносов в отношении работника.

Можно сделать вывод, что эти программы будут «не для всех». На наш взгляд, малый бизнес на подобного рода компенсации может не рассчитывать. Что касается крупного и среднего бизнеса, то им придется пройти сначала проверку на соответствие интересам регионов и условиям региональной программы, затем пригласить нужного сотрудника из другого региона, а потом еще и отчитаться о расходовании полученных денежных средств. При этом обязательства возместить расходы на переезд работодатель берет на себя при заключении трудового договора, а ведь сотрудник может даже не пройти испытательный срок, что является определенным риском для работодателя, потому что возмещение расходов со стороны государства происходит только спустя 3 месяца. При этом есть риск и для работника, который при расторжении договора без уважительных причин, не отработав 3 года, должен будет вернуть компенсацию в полном объеме работодателю.

В соответствии с изменениями в законодательство, органы субъектов и органы местного самоуправления получат право самостоятельно утверждать свои программы повышения трудовой мобильности. В данном случае возможно установление иных компенсаций и выгод для работодателей, которые содействуют трудовой мобильности населения.

Сложность процедур может быть обоснована страхом государства перед злоупотреблениями недобросовестных работодателей, которые могут нанять фиктивных работников или «мертвых душ» для получения компенсаций несуществующих затрат. Отбор работодателей и проектов на уровне субъектов призван свести риск государства к минимуму.

Также в соответствии с инициативой правительства будет создана всероссийская база вакансий. Подобная мера существенно упростит поиск работы. Более того, устраиваясь на работу в другом регионе, человек будет знать, что ему компенсируют расходы на переезд и помогут освоиться на новом месте. Несомненно, это инициатива, которая заслуживает поддержки, одобрения и позволяет смотреть на нее с оптимизмом.

В общем и целом, на наш взгляд, различные программы повышения трудовой мобильности, гарантии, компенсации и льготы работодателям, которые привлекают работников из других регионов, могут стать хорошим стимулом для бизнеса. Успех этих мер заключается в информировании российского сообщества предпринимателей о них, установления адекватных критериев участия в программах, а также обеспечение прозрачности процедур и их доступности. Однако выше упомянутая инициатива правительства – лишь первый шаг. В дальнейшем меры по повышению трудовой мобильности должны сводиться не только к денежным компенсациям, но и, возможно, к налоговым льготам.

Автор: Андрей Кузьмин, ведущий юрист адвокатского бюро «Юрлов и Партнеры»

Фото: Shutterstock

наверх