На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 263 подписчика

Свежие комментарии

  • Алексей Сафронов
    Дакия, волшебным образом превратилась в румынию? Что уж говорить про гейропу, которая даже похожа на дерьмо!?Пушков: В Румынии...
  • NA BAT
    ГЛАВНЫЙ  ВРАГ  США,  УСТРОИЛИ  БОЙНЮ РУССКИХ,  А  ТЕПЕРЬ  НА  ХАЛЯВУ  ЗАБИРАЮТ  ИСКОННО  РУССКИЕ  ЗЕМЛИ - ОКРАИНУ  РО...Основатель ЧВК Bl...
  • Александр Ляшенко
    Киев, Николаев, Одесса ТОЖЕ РУССКИЕ ГОРОДА, потому что стоят на русской земле!!!Основатель ЧВК Bl...

Потеря компетенций американской промышленностью носит ужасающий характер

Личный опыт иногда позволяет, с другой стороны, взглянуть на общеизвестные проблемы. И мне хочется разобрать, исходя из личного опыта такое общеизвестное явление, как потеря США компетенций в разных областях человеческой деятельности – от промышленного производства, до логистики и аналитики.

В детстве, где-то в седьмом (или шестом) классе общеобразовательной советской школы мне довелось серьезно заболеть – что-то простудное.

Меня положили в больницу, долго кололи антибиотики, потом витамины и интерферон. В общем я провалялся около трех месяцев и, естественно, все это время не занимался в школе. Потом, после выздоровления, вернулся к занятиям и большинство предметов не были для меня проблемой – что-то я нагнал, какие-то лакуны в знаниях не были критичны. Но один из них – математика… вдруг я осознал, что не всегда понимаю, что и как нужно делать. Иногда я не понимал, что говорит преподаватель, не улавливал логики повествования. Тогда я плюнул на предмет, тем более что планировал после школы поступать на истфак, хотел стать археологом. Разумеется, мирового уровня. Даже в экспедиции ездил. Ну не нужна мне математика в будущем, полагал я. Тем более, что у меня перед глазами было немало примеров взрослых, которые обходились в жизни без нее. Или без знаний других предметов общеобразовательной школы.

Жизнь сыграла со мной жестокую шутку. По работе пришлось осваивать технический и фундаментальный анализ, а там, друзья мои, очень много математики. И если конвергенция/дивергенция скользящих средних с разным временным интервалом мне была интуитивно понятна, то понять на таком-же уровне стохастики или ТRIX – я не мог. Не хватало именно теоретического ядра, которое закладывалось в школе.

Если бы мне пришлось на вступительных экзаменах в ВУЗ сдавать математику и поработать с опытным репетитором, возможно, он смог бы найти ту лакуну, начиная с которой у меня произошло разрушение связанной структуры данного логического ядра, мы смогли бы ее заполнить и пошли бы далее, к формированию этого ядра. Но увы! Ядрышко математики, которым я оперирую на полу интуитивном уровне – крохотное. При чем, в той же школе с геометрией у меня не было проблем, ровно до того самого момента, пока она не слилась с алгеброй.

В технологиях все значительно сложнее. Мы часто слышим выражение, что мы велики потому, что стоим на плечах наших великих предков. Но для того, чтобы уверенно стоять на их плечах, мы должны качественно проработать всю ту сумму технологий, которая нам досталась от них. И если где-то произошел разрыв поколений – предки не смогли подготовить новое поколение инженеров или конструкторов, беда. Придется заново нарабатывать технологические компетенции. Делать несколько шагов назад, начинать с более простого, а не замахиваться на новые шаги.

Ярко потеря компетенций американской промышленностью была продемонстрирована при строительстве атомных реакторов компанией Westinghouse в Китае. В декабре 2006 года компания выиграла тендер, обязавшись построить два реактора в провинции Чжэцзян и два реактора в провинции Гуандун, общая сумма – 5,3 млрд долларов, срок исполнения – 5 лет. Тип реактора – АР-1000, технологию на их производство передали КНР.

Строительство началось в 2008 году, сдача энергоблоков в эксплуатацию была предусмотрена в 2013-2104 годах. В апреле 2009 года на площадке «Саньмень» началась заливка бетона под реактор, и тогда же окончательно определились со второй АЭС – американцы должны были начинать работы на АЭС «Хаяйнь» (Hayanang) в провинции Шаньдунь.

Промежуточные итоги подвели летом 2010-го – хаос на строительных площадках, уточнения и изменения проекта, нарушения техники безопасности и бардак в поставках оборудования: контракты на производство были раскиданы американцами по всему миру. Стало очевидно, что на блоках АЭС «Саньмень» срок сдачи нужно передвигать на два года, рост сметы составит 50%, а по неофициальным прикидкам независимых экспертов, цена поднялась в 2,5 – 3 раза.

Летом 2011 года из Южной Кореи на площадку АЭС «Саньмень» прибыл корпус первого реактора. В начале 2012 года руководство Китая вынуждено было признать факт двойного подорожания проектов АР-1000, неуклюже объяснив это катастрофическим изменением курса юаня по отношению к доллару.

В конце года Westinghouse официально признала, что запуск «Сяньмень-1» будет отложен минимум на полгода. Это было связано не только с Китаем – Westinghouse в 2012-м году, после долгих мучений получила лицензию на строительство АР-1000 на территории США. И целый ряд ведущих инженеров компании начал борьбу с собственным начальством за то, чтобы господа руководители … уговорили китайцев ехать в Штаты, поскольку там строить было просто некому, а китайцы уже успели приобрести опыт на сооружении АР-1000 в Китае. То есть прибыв в Китай в 2009 году в качестве учителей, в 2013-м американцы уже понимали, что целесообразнее стать учениками.

Зимой 2013-го срок сдачи «Сяньмень-1» окончательно перенесли на начало 2014-го, при этом все понимали, что реально закончат работы, скорее в ноябре-декабре, на полтора года позже контрактного срока. При чем проблема с задержками крылась в дисциплинированности китайцев: есть чертежи – варим арматуру, льем бетон, сдаем этап работы. Через неделю – получаем изменение проекта, разбиваем бетон, демонтируем арматуру, монтируем арматуру, льем бетон. Прибыло оборудование – по графику осуществляем монтаж. Через неделю после сборки являются американские специалисты для … проверки качества оборудования – ну, не успели они это сделать раньше. Дефект, демонтаж, зачастую – демонтаж еще и строительный.

Тем временем, параллельно происходила еще одна история, с главным циркуляционным насосом, который никак не давался американцам. Постоянные дефекты, претензии надзорного органа США к проекту. Испытания, которые шли весь 2010 и большую часть 2011 года, выявляли все новые недочеты – грелись подшипники, перегревался корпус. В декабре 2013-го года из Америки в Китай прибыла партия ГЦН количестве четырех штук, в январе проверка выявила очередной брак на двух из них – и насосы уплыли обратно. Заодно сдвинулся и срок сдачи – теперь на 2015-й год, зато китайцы доложили, что уже три китайских завода готовы производить такие же ГЦН самостоятельно. Вместе с насосами отправлялись в США еще и пиропатроны, коряво изготовленные компанией SPX. Взрывчатое вещество в них взрываться не хотело, а эти пиропатроны должны были вводить в действие системы безопасности реактора в случае аварий.

В январе 2015-го, под давлением обстоятельств, было официально признано, что пуск «Саньмень-1» переносится на 2016 год, однако мае 2015-го американцы признали: в 2016-м тоже вряд ли, но вот в 2017-м – наверняка. Снова подвели ГНЦ, не прошли испытаний - трещины в лопатках размером с сантиметр. На место исправные насосы прибыли только в декабре 2015 года. Американцы смогли справиться с утратой компетенций, и ГНЦ стали пребывать на место по новому графику и в первой половине 2016 года их удалось смонтировать на штатные места, атомщики приступили к холодной обкатке реактора на «Саньмень-1», в июле тот же этап удалось успешно провести и на первом реакторе АЭС «Хайянь».

Но проблемы продолжились: зима 2016-го – расширение некоторых материалов внешней защитной оболочки оказалось реактора выше проектного, пришлось ее демонтировать (отбойными молотками) и заливать заново, кстати к тому времени были завалены работы по возведению АР-1000 и на территории Штатов.

21 июня 2018 года спустя пять лет после истечения первоначального срока, состоялся запуск контролируемой цепной реакции в реакторе первого энергоблока электростанции Саньмень. И только 21 сентября 2018 года энергоблок 1 АЭС Саньмэнь был введен в промышленную эксплуатацию.

В общем, эта история прекрасно описывает, какие проблемы получил Китай, столкнувшись с потерей американской промышленности базовых компетенций и не столько в строительстве атомных реакторов, как в массе других отраслей, от материаловедения и литья, до логистики. Чтобы устойчиво стоять на плечах гигантов, нужно качественно выучить уроки.

наверх