Думаю, родители школяров меня поймут. Современные методики преподавания и учебники иногда так удивляют, что даже уже и сил удивляться не остается. Чего стоит последний скандал с популярным в средней школе учебником английского "Spotlight" для шестого класса, в котором обнаружили ссылку на порносайт. Или учебники истории, в которых, оказывается, Роммель был страшнее Паулюса. А Сталинград выглядит полной фигней по сравнению с гонкой за лисом пустыни. Но я не об этом.
Позвонила мне одна хорошая знакомая и попросила решить задачку по математике для третьего класса. Я наивно согласился. А теперь (барабанная дробь) условие задачи: " Три купца хотят поделить 21 бочонок кваса, из них 7 полных, 7 наполовину полных и 7 пустых. Как им их поделить так, чтобы у каждого оказалось одинаковое количество кваса (не переливая бочонков) и одинаковое количество бочонков?".
Я специально не буду выкладывать решение, которое получил через десять минут, расписав два листа бумаги, плюнув потом на все и прибегнув к простой комбинаторике.
Проблема-то ведь не в поиске решения, а в его обосновании. И вот здесь возникла проблема. Потому что никакого логичного решения кроме той же самой комбинаторики, хотя и ограниченной некоторыми условиями, как то - 7 пустых бочонков, которые точно не делятся на три, общего количества бочонков в 21 единицу, которые делятся на три по семь бочонков, и общего количества кваса в 10,5 единиц, которые делятся, как 3,5 на каждую купеческую морду, более никаких логических посылок не выстраивается.
Кстати, у задачи как минимум два решения.
Я выложил задачку в ФБ и первое, что получил от своего друга, программиста из Татарии: "Продать эти злосчастные бочки и деньги поделить на три". Я ему сказал, что он гений, но в школе точно не поймут. Следующий коммент от бывшего школьного учителя был таков: "Квас забрать и поделить среди жаждущих, купцов на перевоспитание. Авторов задачника для третьего класса расстрелять".
Решение мой друг программист конечно нашел. Но опять же с помощью комбинаторики: "Элементарно. детишкам достаточно нарезать 21 одну картонку и соответственно раскрасить, а потом тасовать, пока не получится".
Самое смешное, именно таким и было решение. И вот здесь я задумался. С одной стороны, задачка действительно интересная. Более того, комбинаторика, то есть перебор решений, в советской школе была вне закона. Если помните, все решения должны были основываться на принципах логики. Ученик должен был показать: Дано А, B, С. Далее это выстраивалось в определенные формулы, где из А следовало Х, В и С приводились к общему виду. И уже из всего этого выводилось решение.
С одной стороны, это дисциплинировало мышление, а с другой стороны оставляло нас беззащитными к решениям в реальной жизни, которая не могла втиснуться в рамки формулы.
И если честно, у меня нет ответа, что лучше. Потому что комбинаторика ведет к неспособности осозновать мир системно, а излишняя завязанность на логике - к неспособности понимать мир в его реальной совокупности. Вопрос, какое сознание мы собираемся вырастить в наших детях.
А решения задачки я вам не дам. Сами голову ломайте.
Владимир Глинский.
Свежие комментарии