История о том, как Малайзии удалось отползти от дефолта, несмотря на то, что ее уже приговорили.

"После азиатского экономического кризиса в 1997 году экономика Малайзии восстановилась значительно быстрее, чем экономика соседних государств". Просто небольшая цитата из Википедии.
Но почему-то мне кажется, что сегодня было бы полезно вспомнить, почему же именно Малайзия быстрее всех азиатских тигров оправилась от того кризиса.
А поможет нам в этом Клайд Престовиц, один из тех, кто формировал экономическую политику США в рейгановские годы. То есть ястреб с большим финансовым размахом. Есть у него такая книга "Страна-изгой", в которой он пытается донести до американского читателя, почему же в мире не любят американцев. Нет, дело не в том, что он считает, что Америка поступает неправильно. Просто не хочет, чтобы его соотечественники тешили себя лишними иллюзиями. Но вернемся к Малайзии. А начнем этот рассказ с Тайланда..."В течение 1990-х годов "экономическое чудо", возникшее в 1960-е годы в Японии, охватило Корею, Тайвань, Гонконг, Сингапур и Малайзию, в конце концов достигнув Тайланда. В Юго-Восточной Азии наступили лучшие времена...".
Ну дальше я расскажу своими словами, а то книгу в сети я не нашел, а тупо перепечатывать ее текст мне в лом. Так вот, наступили жирные времена, в этот регион ломанулись деньги, "электронная стая" хедж-фондов и различных дилеров Уолл-стрита пустилась в долгий заплыв в финансовых бассейнах ЮВА, а более всего им полюбился Тайланд. Он со своими высокими процентными ставками и низким, благодаря привязке местных валют к доллару, уровнем риска показался "стае" нирваной. За три года они вложили в него более 700 млрд. долларов. Ау, Украина?! Сколько-сколько тебе обещали в ЕС? И вдруг в 1996 году лопнул Бангкокский торговый банк. Тайландский бат вдруг начал падать. Центробанк сжигал каждый день свои валютные запасы, пытаясь поддержать его. И ранним утром 2 июля 1997 года чиновники Центробанка принесли министров финансов печальную весть: долларов более не осталось. И правительству пришлось отпустить свой бат в свободное плавание. К началу декабря правительство закрыло 56 из 58 крупнейших финансовых институтов страны. Сказка закончилась. Тайланд, затаив дыхание, ждал помощи от Запада, который втравил его в эту неприятность. Но вот незадача те сказали: сколь не обидно крушение тайландской экономики, не следует забывать, что ее суммарная стоимость составляет всего лишь 185 млрд. долларов.
А теперь перейдем к Малайзии, которую вскоре тоже заштормило. Но ее премьер-министр Махатхир волевым решением запретил продавать малайзийские ценные бумаги без покрытия и ввел ограничительный контроль за движением денег в страну и из страны в надежде избежать коллапса. Он тут же был подвергнут жесточайшей критике со стороны практически всей международной финансовой элиты, заявившей, что подобные шаги ведут к полной и долговременной утрате иностранными инвесторами доверия к Малайзии и навсегда обрекают страну на медленное развитие. Кстати, запомним это предсказание. . Махатхир отчитал международных спекулянтов, а Сороса назвал недоумком. Следовать рекомендациям МВФ и своих западных партнеров он не стал. В отличие от Тайланда. И что мы сегодня видим? Просто цифры
Тайланд. Население - 70 498 494 . ВВП - $ 1236 млрд (по оценкам МВФ на 2017 год). ВВП на душу населения - $17 532.
Малайзия. Население - 30 987 000. ВВП - 931 млрд. долларов (по оценкам МВФ на 2017 год). ВВП на душу населения - $30 044. Причем, у Малайзии существует даже своя космическая программа.
Как мы видим, непослушание по отношению к западным менторам почему-то вовсе не обрекло страну на медленное развитие, скорее наоборот, дало импульс. И, кстати, напомню, что тот кризис задел и Россию, которая вдруг объявила дефолт. Что тоже вызвало бурю негодования со стороны этих менторов, но нам он помог прыгнуть в сытые нулевые. Не нефть, а именно дефолт, то есть отказ играть по правилам. Нефть вплоть до средины нулевых никаких чудес не показывала, а бюджеты стали профицитными у нас уже с 2001 года, если память меня не подводит.
И вернусь в день сегодняшний. Если реагировать на рост доллара лишь в рамках экономической модели, то это будет только еще более убивать российскую экономику, потому что дело здесь вовсе не в силе доллара или слабости рубля. Дело в произволе тех, кто назначает цену доллару. А стало быть противодействовать этому необходимо таким же произволом. Просто то, что создается экономическими причинами, надо лечить экономическими методами. То же, что создается политическими причинами, и лечится политическими инструментами. И практика показывает, что спастись в таких ситуациях можно только одним способом - жестко обрубить связи с долларом.
Владимир ГЛИНСКИЙ.
Свежие комментарии