Откуда взялась идея для такого необычного фильма? Правда ли, что на театральных подмостках такой спектакль хотели поставить ещё в 1930-х? В каком доме проживал главный герой, и действительно ли там такие просторные квартиры, как показывали в кино? А также - как Иван Васильевич умудрился с одного балкона увидеть далёкие друг от друга места? И где снимали сцены 16 века? Об этом и не только расскажу сегодня.
Откуда взялся "Иван Васильевич"
Фильм, который снял режиссёр Леонид Гайдай, полюбился многим. В год своего выхода, а было это в 1973-м, картина стала лидером кинопроката. Её посмотрели более 60 млн человек. В основе - забавная #история про изобретателя машины времени, который с помощью своего оборудования случайно переместил в советскую эпоху царя Ивана Грозного. Кинолента получилась смешной, динамичной и довольно интересной.
В основу фильма легла пьеса 1936 года, которую написал Михаил Булгаков. Правда называлась она просто "Иван Васильевич". Сюжет в принципе очень похож на то, что мы увидели в кино. Только действие происходило в 1930-х и главный герой жил не в собственной квартире, а в коммунальной. В том же году пьесу решили поставить в театре Сатиры в Москве. Но до премьеры дело так не дошло.
Булгаков очень мрачно описал времена Ивана Грозного. Писатель показал царя, как безжалостного человека, который не терпел никакого свободомыслия. Исследователи творчества Михаила Афанасьевича считают, что была отсылка к тому, что творилось в 1930-е годы в #ссср , в частности в Москве. Чиновники, похоже, также уловили связь. Поэтому зрители пьесу так и не увидели. Впервые опубликовали произведение только в 1965 году. Широкую известность оно получило через 8 лет, когда на экраны вышел фильм "Иван Васильевич меняет профессию".
Снаружи лучше, чем внутри
Главный герой картины, которого зовут Шурик, в кино жил уже не в коммунальной квартире, а в отдельной. Она находилась в доме №13с1 на Новокузнецкой улице. Здание возвели из розового кирпича в 1971 году. Раньше на его месте была малоэтажная застройка. Сооружение выделялось лоджиями, а также волнистой формой. За это многие жители окрестностей вскоре прозвали дом "гармошкой", а некоторые - "пьяным".
Леонид Гайдай выбрал этот дом по двум причинам. Во-первых, чтобы подчеркнуть технический прогресс и разницу с временами Ивана Грозного. Во-вторых, здесь находился магазин "Радиотехника". Он был очень нужен для сюжета. Именно его показывали в кадрах, где Шурик бегал в поисках необходимой детали для машины времени. Правда удалось ему это не с первой, а с третьей попытки. Остальные два магазина снимали рядом - в магазине "Свет", которого сегодня уже нет.
В кино мы также можем видеть лоджии дома на Новокузнецкой улице, которые выходят во двор. К сожалению, внутренние интерьеры (комнаты, лестничные пролёты и коридоры) снимали на "Мосфильме". Несмотря на свой прогрессивный внешний вид, внутри здания всё было по-другому. В доме отсутствовали такие большие квартиры, как мы видим в кино. Площадь жилых комнат в трёшках здесь едва достигает 15 метров, а кухонь - 8. Если посмотрите фотографии на сайтах по продаже недвижимости, то вы заметите, что комнаты в основном небольшие и узкие.
Поворот головы, перемещающий в пространстве
В сцене, когда Иван Грозный выходит на лоджию и произносит знаменитую фразу "Лепота", зритель может увидеть две разные части Москвы. В начале - это церковь Папы Римского Климента в одноимённом переулке около метро "Третьяковская". Впервые храм упоминается в 1612 году. Тогда он был деревянным. Сооружение, которое мы видим сегодня, появилось в 1769 году.
Историки так и не определились, кто являлся автором сооружения. Но большинство склоняется к версии, что это был швейцарский архитектор Пьетро Антонио Трезини. Церковь построили в стиле барокко. Поэтому даже сегодня она остаётся одним из самых красивых сооружений города. В советские годы помещения храма использовали в качестве книгохранилища библиотеки имени Ленина. Только в 2008 году здесь начали вновь проводить богослужения. А через 6 лет церковь открылась полностью после реконструкции.
Таким образом, первый вид сняли действительно с лоджии дома на Новокузнецкой улице. А второй - уже нет. Перед нами предстали Москва-река, Кутузовский проспект, Новоарбатский мост, здание СЭВ и гостиница "Украина". Возможно, снимали панораму с последних этажей дома №26 на Новом Арбате (проспекте Калинина). Он был одним из пяти жилых зданий, которые появились на чётной стороне в 1967 году. За основу архитекторы взяли типовую серию 1-МГ-601-Ж. Изначально планировали сделать вообще дома гостиничного типа для молодых семей без кухонь и с маленькими комнатами. Но в итоге проект поменяли.
В сцене с панорамой, а также некоторых других ещё не раз можно увидеть окрестности этого района Москвы. Некоторые исследователи творчества Гайдая считают, что режиссёр хотел создать у зрителя впечатление, что Шурик жил где-то на Новом Арбате. Возможно, чтобы опять-таки подчеркнуть разницу с временами Ивана Грозного. Проспект в те годы воспринимался, как торжество технологий.
Не только Москва
Гайдай практически полностью следовал булгаковской пьесе. Но, мне кажется, что решение заменить время действия на 1970-е было удачным. Всё-таки если бы перед Иваном Грозным предстала #москва середины 1930-х, то царь не испытал бы настолько мощного удивления. Конечно, по сравнению с 16 веком, город изменился полностью. Но было в нём что-то привычное для старой Москвы: узкие извилистые улицы, отсутствие большинства проспектов и высотной архитектуры.
В конце отмечу, чтобы не писали возмущённые комментарии. Сцены времён Ивана Грозного снимались не Москве. Хотя многие думают, что под это выделяли палаты Кремля. Но нет - киношникам пришлось уехать в Ярославскую область, в город Ростов. Также снимали на берегу Чёрного море - в Ялте. Например, сцену, где звучит песня "Звенит январская вьюга". В итоге получилось отличное #советское кино , которое и сегодня можно с удовольствием посмотреть.
Свежие комментарии