Российский авторынок сейчас не в лучшей форме: на нем наблюдается стагнация - в противовес мировому росту продаж автомобилей, который, по данным Международной ассоциации автопроизводителей, с января по сентябрь 2014 года составил 6,1 %.
По итогам первых девяти месяцев прошлого года снижение составило уже 13%, причем последние несколько месяцев речь идет о падении более чем на 20% . Причин подобного поведения рынка несколько. Во-первых, это экономические факторы – ослабление рубля и нестабильная ситуация в стране. Во-вторых, политические факторы. И, в-третьих, поведенческие факторы - даже имея деньги и намерение приобрести автомобиль, россияне откладывают покупку или же вкладывают деньги в более ликвидный товар. Также среди причин сокращения продаж можно выделить увеличение стоимости страховки и рост цен на бензин.
Далее запускается цепная реакция. Падение продаж приводит к сокращению деятельности компаний, косвенно связанных с автомобильным рынком: сервис, автострахование. Не остались в стороне и службы технической помощи и эвакуации. В первую очередь страдают небольшие локальные компании, частные предприниматели, имеющие в своей собственности 1-3 эвакуатора. Часто такие компании занимаются доставкой салонных автомобилей от пункта хранения в дилерский центр. Соответственно, спад продаж приведет к уменьшению заказов.
В период кризиса 2008 года многим подобным компаниям пришлось прибегнуть к крайним мерам и выставить свой транспорт на продажу, при этом цена оказалась существенно ниже рыночной, ведь на тот момент спрос превысил предложение. С другой стороны, у крупных компаний, имеющих собственный парк спецтехники в нескольких российских городах, появилась возможность расширить его при небольших финансовых вложениях.
Если говорить о тех компаниях, которые ведут клубную работу, то есть вероятность того, что после кризиса на рынке останутся только крупные игроки. В условиях снижения платежеспособности населения люди не хотят сейчас платить за эвентуальную возможность наступления события, предполагая, что с ними ничего не случится. Здесь опять существуют две стороны медали. С одной стороны, есть опасения, что при банкротстве некоторых локальных компаний их клиенты не получат обещанной помощи в случае поломки, что, несомненно, подорвет доверие к данной услуге у населения. С другой стороны, клиенты обанкротившихся компаний, привыкшие к практике клубной работе, будут переходить в более надежные автоклубы.
Конечно, говорить об обрушении рынка технической помощи нельзя. Наоборот, крупные компании, своевременно разработавшие и внедрившие антикризисные решения, могут показать финансовый рост. Первое, на что стоит обратить сейчас внимание – это на автомобили с пробегом. В отличие от рынка новых автомобилей, продажи подержанных машин растут. По данным Автостата, за январь-июнь 2014 года б/у автомобилей было продано на 12 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Автопроизводители делают ставку на б/у автомобили. Трейд-ин является очень важным сегментом для ведущих автомобильных брендов. Кроме того, компании вводят дополнительные бонусы для клиентов при прохождении ТО у «официалов» после истечения гарантийного срока. Например, многие бренды запускают так называемые Service Activated программы, то есть «Помощь на дорогах в подарок за прохождение ТО» у официального дилера. Подобные программы уже есть у KIA, Suzuki, BMW, Ford и некоторых других брендов. В настоящее время на рынке ассистанса в России наблюдается явная тенденция к расширению программ помощи на дорогах от автопроизводителей в секторе автомобилей с пробегом.
Если говорить о перспективах восстановления рынка эвакуации и технической помощи, то он напрямую связан с автомобильным рынком. Российский рынок был и остается одним из самых перспективных для иностранных автопроизводителей. Как и все развивающиеся рынки, он подвержен сильным колебаниям, но наблюдается устойчивая тенденция к росту.
Автор: Наталья Акаткина, руководитель проектов Русского АвтоМотоКлуба
Фото Shutterstock
Свежие комментарии