На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 127 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ингерман Ланская
    какая печалька для укро-нацистовВ ВСУ наметилась ...
  • Николай
    "Было ваше – стало наше". До 22:00 шуба ваша, а после 22:00 наша. Так говорили бандиты в 20-х годах. Боррель из этой ...Было ваше – стало...
  • Александр Самбур
    Экс-чиновник Мино...

Почему эту станцию Кольцевой линии архитекторы прозвали "Золушкой"?

О чём спорили строители с архитекторами станции во время проектирования? Чему посвящено оформление платформы? Почему исчезла большая скульптурная композиция с торца станции, и что там сейчас? А также - по какой причине архитекторы сравнивали эту станцию с золушкой? Об этом и не только расскажу сегодня.

Белоруссия в каждой детали

Станция открылась в 1952 году в составе участка "Курская - Белорусская". Архитекторами назначили Ивана Таранова и Надежду Быкову. Для них это была не первая работа в Московском #метро. Они, например, на тот момент уже являлись авторами "Сокольников" и "Новокузнецкой".

Строительство эскалаторного тоннеля станции "Белорусская-кольцевая", 1951.

Название станция получила в честь Белорусского вокзала, который располагается на поверхности. Оформление решили посвятить теме белорусского народа. В первую очередь, её воплотили в 12 мраморных панно, которые украсили своды центрального зала. Они были созданы по эскизам художника Григория Опрышко и показали основные моменты трудовой, а также культурной жизни Белоруссии.

Например, можно увидеть, как девушки вышивают орден Трудового красного знамени (раньше там был профиль Сталина, но при Хрущёве его убрали). Или посмотреть, как принимают присягу белорусские солдаты. Среди других тем для панно - девочка, которая дарит цветы учительнице, народные танцы и др.

Своды всех трёх станционных залов, а также верхние части пилонов украсили рельефами. Их прообразами стали ржаные колосья. Завершал белорусский ансамбль пол. Его изначально выложили керамической плиткой, которая складывалась в национальный орнамент. Со временем, материал пришёл в негодность. Его пришлось заменить гранитом.

Золушка становится принцессой

В те времена в СССР на глубоких станциях обычно делали массивные и высокие пилоны, а свод центрального зала был достаточно маленьким. Архитекторы "Белорусской-кольцевой" решили поступить с точностью наоборот. Пилоны по их задумке должны были стать низкими, а свод - массивным и широким.

Как ни странно, больше всего такая идея не понравилась строителям. Они пытались переубедить архитекторов, доказывая, что по их проекту станция получится некрасивой и недостаточно нарядной. Однако строители оказались неправы. Станция вышла прекрасной. Не зря Иван Таранов и Надежда Быкова позже получили за неё Сталинскую премию.

Станция "Белорусская-кольцевая", 1952. Обратите внимание на оригинальный узор, который располагался на полу.

Сама Надежда Быкова позже рассказывала, что очень нервничала во время осмотра станции чиновниками. Н.С. Хрущёв приехал проверять ход строительства сразу после "Новослободской. На "Белорусской-кольцевой" тогда ещё не закончили отделку и побелку. Архитектор сказала Хрущеву, что после "Новослободской" их станция, наверное, покажется ему Золушкой. Но Никита Сергеевич ответил, что Золушка ведь превращается потом в принцессу. Он оказался прав.

Помимо вышеуказанных элементов декора, большую роль в облике станции сыграло освещение. С помощью настенных бра из мрамора и стекла удалось добиться невероятно мягкого света. Пилоны облицевали мрамором кремового оттенка, а стены - светлой керамической плиткой с декоративными вставками, которые похожи на дубовые листья.

Поверженная скульптура

Торец станции в 1954 году украсили скульптурной композицией "Советская Белоруссия", которую создал Сергей Орлов. Монумент состоял из женщины с ребёнком, рабочего и ещё одной женщины, которая положила руку на герб Белорусской ССР.

Скульптурная композиция "Советская Белоруссия" в торце станции, 1981.

К сожалению, сейчас скульптура навсегда утрачена. Во время сооружения второго выхода в 1990-х годах её убрали. Причём из многочисленных вариантов дальнейшего использования монумента (переместить в наземный вестибюль или переход), его решили демонтировать.

Интересно, что представители Белоруссии просили Московское метро отдать скульптурную композицию им. Но оказалось, что поднимать монумент на поверхность слишком дорого. Времена были тяжёлые, денег не хватало. Поэтому скульптура не досталась никому. Её просто распилили на части.

Скульптура в торце станции, 1980-1987.

Ремонт бы здесь не помешал

Несмотря на некоторые изменения, станция дошла до нас практически в первозданном виде. На мой взгляд, она является одной из самых красивых среди платформ кольцевой линии. За счёт светлых оттенков станция выглядит просторной. А красивые панно на сводах вносят яркий акцент.

Из минусов хочется отметить текущее состояние станции. Ей требуется ремонт. Рельефные рисунки выглядят плохо. Многие из них покрылись трещинами. Также на пилонах можно заметить следы от воды. Видимо, конструкция подтекает. Фотографий, к сожалению, нет, однако я снял небольшое видео. Но даже несмотря на всё это, станция до сих пор выглядит красиво, величественно и празднично.

О Москве нескучно.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх