В России планируется создать Фонд развития моногородов, который будет выполнять роль проектного офиса по реализации инвестиционных проектов.
В мировой практике известны два основных пути решения проблемы моногородов. Американский (рыночный) путь – миграция жителей в другие места, где есть работа. Город сжимается в размерах, но при этом сохраняет свои функции.
И Европейский путь – когда государство осуществляет санацию территорий (проводит экологическую очистку, обеспечивает развитие инфраструктуры и переобучение трудоспособного населения новым востребованным профессиям).В России существует целый ряд объективных факторов (узкая специализация кадров, территориальная удаленность, нехватка жилья, низкая мобильность населения и другие), которые не позволяют решить проблему только такими путями, что не исключает возможность использования подобного опыта в России в качестве вспомогательных инструментов.
Проблема депрессивного социально-экономического состояния моногородов обострилась после мирового финансового кризиса 2008-2009 годов. С этого момента сформировалось понимание важности проблемы. Государство приняло на себя ответственность за ее решение и начало оказывать Vjuподдержку моногородам.
В качестве способа решения проблемы была обозначена диверсификация экономики моногородов. Диверсификация должна обеспечить расширение номенклатуры и конкрентоспособности продукции или услуг, предоставляемых местными предприятиями и учреждениями, повысить уровень кооперации с другими предприятиями. Для этого, как минимум, необходимо повышение объёма инвестиционных потоков на территорию моногородов.
Принятый Правительством РФ комплекс мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности территорий моногородов является очередным шагом, направленным на создание конкретных механизмов для диверсификации экономики этих территорий. Фонд развития моногородов должен обеспечить инвестиционный поток и механизм отбора проектов инвестиционного развития.
Важно отметить, что правительство РФ пытается реализовать комплексный подход к решению проблемы. Действительно, только такой сможет обеспечить эффективную реализацию планов диверсификации и развития экономики моногородов.
Интересно, что еще в 2010 министр финансов Алексей Кудрин объявил о том, что его ведомство не будет закладывать в проекте бюджета на 2011-2013 годы средства на поддержку моногородов. Причина была не в отсутствии потребности в финансировании, а в неспособности регионов освоить выделенные ранее средства. Местные власти не смогли представить достойных проектов по диверсификации экономик таких городов в силу отсутствия необходимых для их разработки кадровых и финансовых ресурсов.
Можно надеяться, что на этот раз создаваемая новая система работы местных властей во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти сможет преломить ситуацию и обеспечит реальную модернизацию экономик моногородов за счет поиска и реализации новых инвестиционных проектов.
Насколько эффективны будут результаты, покажет время. По крайней мере, государство создало для этого необходимые условия и теперь все зависит от уровня инициативности местных властней и предпринимателей.
Автор: Андрей Солодовников, старший менеджер по проектам ООО «Нексиа Пачоли Консалтинг»
Изображение: Shutterstock
Свежие комментарии