На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 196 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Бабин
    Интересно-это им Путин по секрету сказал.Поляки испугались...
  • Владимир Акулов
    Коломойский  финансировал  приход  Зели  к  власти...Зло  само  себя  наказывает.Экс-олигарх Колом...
  • Василий Баранов
    Почему ещё не арестовали? Чего ждут? Когда переворот устроют? Вот из-за нерешительности руководства страны и падают в...Ведьма сошла с ум...

Миф об убийстве царевича Дмитрия Углицкого

Царевич Дмитрий Иванович (Димитрий Иоаннович) родился в октябре 1582 года от шестой жены государя Ивана Васильевича Марии Нагой. В то время церковь считала законными только первые три брака, поэтому Дмитрий мог считаться незаконнорожденным и исключался из претендентов на престол.

Царевич Дмитрий. Картина Михаила Нестерова, 1899 год.

Пролог великой Смуты

Царевич Дмитрий Иванович (Димитрий Иоаннович) родился в октябре 1582 года от шестой жены государя Ивана Васильевича Марии Нагой. В то время церковь считала законными только первые три брака, поэтому Дмитрий мог считаться незаконнорожденным и исключался из претендентов на престол.

Однако царь Фёдор Иванович был слаб умом и здоровьем, находился под опекой Боярской думы, а затем своего шурина Бориса Годунова. Если бы у него не осталось наследника мужского пола, то Дмитрий мог стать новым царем. Поэтому в Москве настороженно наблюдали за Дмитрием и его роднёй. После смерти Ивана Грозного в 1584 году и восшествия на престол Фёдора Ивановича, мальчик с матерью регентским советом был удалён в Углич, получив его в удел. Дмитрий считался правящим князем, у него был свой двор. Однако реальная власть находилась в руках присланных из Москвы «служилых людей» под руководством дьяка Михаила Битяговского, который следил за Угличским двором.

Обстоятельства смерти царевича Дмитрия Ивановича до сих пор остаются спорными и не до конца выясненными. 15 (25) мая 1591 года бывшая царица Мария Нагая с сыном Дмитрием отстояла обедню в Спасо-Преображенском соборе в кремле Углича. Затем Мария с 8-летним сыном и придворными пошла в каменный дворец. Там царевичу сменили платье, и он пошёл играть во двор кремля. Почти в полдень в кремле ударил набат. Сбежавшиеся горожане увидели бездыханное тело царевича с раной на горле. Мария и её братья Михаил и Григорий натравили толпу на местных чиновников. Они считали, что угличский царевич был зарезан Осипом Волоховым (сыном мамки царевича), Никитой Качаловым и Данилой Битяговским (сыном дьяка Михаила, следившего за царской семьёй). То есть фактически по прямому приказу московского правительства. Начался бунт. Горожане растерзали предполагаемых убийц.

Через четыре дня в Углич прибыла следственная комиссия в составе митрополита Геласия, главы Поместного приказа думного дьяка Елизария Вылузгина, окольничего Андрея Петровича Луп-Клешнина и боярина Василия Шуйского (будущий царь Руси). Комиссия решила, что причина гибели царевича – несчастный случай.

В итоге угличан наказали в соответствии со степенью участия в убийствах. Репрессировали несколько десятков человек: одним отрубили голову, другим языки, 60 семей сослали в Сибирь. «Наказали» и колокол в церкви Спаса, в который бунтовщики ударили в набат. Его публично высекли, отрубили ухо, вырвали язык и сослали в Тобольск, где его записали как «первоссыльного неодушевлённого».

В Тобольске колокол установили в Софийской колокольне. Затем, после пожара, он стоял на земле. По ходатайству угличан в 1892 году колокол вернули в Углич. Братьев Нагих, кроме бунта в Угличе, обвинили в поджогах домов в Москве и разослали по городам. Марию Нагую «за недосмострение за сыном» отправили в Николовыксинскую пустынь (монастырь). Её постригли в монахини под именем Марфы. Позже перевели в Горицкий Воскресенский женский монастырь на реке Шексне.

Собственно, на этом угличскую историю и забыли бы. Тем более что вскоре царица Ирина снова понесла. На этот раз она доносила ребёнка. Однако у царя Фёдора родилась дочь, Федосья. Она часто болела и умерла в январе 1594 года. Династия пресеклась, что стало поводом для слухов.


Палаты угличских князей, построенные в 1480-е годы князем Андреем Васильевичем в Угличском кремле на берегу Волги

Угличское дело


Наибольшее внимание к угличскому делу проявилось в первой половине XIX века после выхода в свет «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов». За два с лишним столетия споров историки и публицисты так и не пришли к единому мнению по этому событию. Существует три ведущих версии по угличскому делу.

Следственная комиссия опросила около 150 человек, участников этих событий. Дело было оглашено митрополитом Геласием на Освященном соборе. Вывод – несчастный случай. У царевича началась эпилепсия и во время судорог он убился. По словам кормилицы Арины Тучковой:

«Она того не уберегла, как пришла на царевича болезнь черная, а у него в те поры был нож в руках, и он ножем покололся, и она царевича взяла к себе на руки, и у неё царевича на руках и не стало».

Эти слова с некоторыми отличиями повторяли и другие свидетели. Многие профессиональные историки, исследователи этого периода истории России, в частности, С. Ф. Платонов и Р. Г. Скрынников, считали, что следственная комиссия сделала верный вывод.

Вторая версия – Дмитрий остался жив и был скрыт Нагими, чтобы его не убили. В 1605 году Лжедмитрий, провозгласивший себя «чудесно спасшимся» царевичем, захватил московский престол и пересмотрел угличское дело. Мария Нагая признала его своим сыном, другие участники расследования тут же поменяли показания. Воссоединение матери с «сыном» произошло в селе Тайнинском на глазах огромной толпы. «Царь» соскочил с коня и бросился к карете, а Марфа, откинув боковой занавес, приняла его в объятья, причём оба рыдали. Спасение угличского князя объяснили вмешательством некого доктора.

Третья версия – убийство Дмитрия Угличского по приказу Бориса Годунова – была принята уже в правление Василия Шуйского. Новая власть стремилась свалить на род Годуновых все беды Смуты. Новая правящая династия – Романовых, также поддержала эту версию. Она стала официальной. Это поддержала и церковь. Классический сюжет был обрисован в «Истории государства Российского» Карамзина. Затем в «Истории» С. М. Соловьёва. Западников, которые «создали» классическую, прозападную версию истории России. Есть и другие версии. К примеру, возможно, что это было убийство по неосторожности.


Икона «Царевич Димитрий Угличский в житие». Государственный исторический музей. Слева: 1. Царевича выводят из дворца 2. Убиение царевича, кормилица пытается спасти Димитрия 3. Битяговские на лошадях пытаются бежать из Углича. Справа: 1. Пономарь бьёт в колокол. Битяговские пытаются выбить дверь в колокольне 2. Жители Углича побивают камнями убийц Димитрия 3. Град Углич

Истина где-то рядом


Очевидно, что версия о «чудесном спасении» наиболее маловероятна. В Угличе практически все знали царевича в лицо. Не могли обознаться многочисленные мамки, прочая дворня, мальчики-товарищи, дворяне, представители администрации.

А следственная комиссия из Москвы?

Нагие явно не могли подкупить или как-то убедить следователей из столицы содействовать их обману. Интеллектуальный потолок их «команды» был низким, чтобы затеять такую долгосрочную политическую игру с далеко идущими целями. Понятно, что после убийства подставного ребёнка» последует ссылка или заточение Нагих. Как потом доказать, что царевич истинный? Московское правительство объявит его самозванцем и посадит на кол.

Версия о заговоре Бориса Годунова более правдоподобна. Согласно ей, злодей Годунов замыслил убить угличского царевича. Как писал историк С. М. Соловьёв, сначала планировали отравить Дмитрия, но не получилось. Тогда задумали злое дело. Взялся за него дьяк Михаил Битяговский. С ним в Углич отправились сын его Данила, племянник Никита Качалов, сын мамки царевича Осип Волохов. Царица Мария почувствовала неладное и стала ещё больше беречь царевича. Но 15 мая, в полдень, она почему-то ослабила внимание, а мамка Волохова, бывшая в заговоре, повела ребёнка во двор. На крыльце уже находились убийцы. Волохов кольнул ножом в горло и убежал. Кормилица попыталась защитить княжича и стала кричать. Битяговский с Качаловым избили её до полусмерти и дорезали ребёнка. Затем поднялась суматоха, заговорщиков убили. Члены комиссии якобы знали, что на самом деле произошло. Но, приехавши в Москву, Шуйский с товарищами сказал царю, что Дмитрий закололся сам.

При этом стоит помнить, что Годунов хоть и обладал большой властью в Русском государстве при царе Фёдоре, не был абсолютным правителем. У него были свои сторонники, но большая часть Боярской думы, включая древний род Шуйских, были рады любому поводу, чтобы свалить могущественного временщика. А тут такой скандал! Убийство царевича, в котором замешаны сторонники Годунова. Нагим надо было не убивать возможных исполнителей, а взять живыми для допроса, чтобы выйти на заказчика. Однако Битяковского с товарищами убили, то есть спрятали концы в воду.

Также очевидно, что в 1591 году Годунову не надо было убивать Дмитрия. Царю Фёдору было 34 года, то есть у него ещё было время, чтобы родить наследника. В том же году царица Ирина забеременела, но родилась девочка Федосья. Интересно, что в её смерти также обвиняли Годунова. Кроме того, у Бориса были более удобные методы, нежели прямое убийство. Яд. Ссылка, после обвинения Нагих в государственной измене или колдовстве и т.д. Дмитрия изолировали бы, посадили под опеку верных людей в тихом месте, и он вскоре отдал бы Богу душу.

Царевич погиб от несчастного случая


Таким образом, наиболее разумная версия – это несчастный случай.

Димитрий Угличский страдал эпилепсией. Случались сильные припадки. Последний приступ продолжался несколько дней и закончился гибелью царевича 15 мая 1591 года. Ещё одна важная деталь – царевич любил игры с оружием. В то время дети феодалов, князей с малых лет играли настоящим оружием, это было элементом воинского воспитания. Практически вся жизнь знати – это война. В европейских музеях масса детского оружия – ножей, кинжалов, мечей, сабель, топоров и пр. Кстати, в Средние века даже проводились турниры и поединки среди детей и подростков. Смертельные случаи в таких поединках были делом обыденным.

15 (25) мая угличский царевич играл в «тычку». Правила игры простые – надо взять за острие лезвием вверх и метнуть в очерченный на земле круг. Внезапно с Димитрием, державшим нож, случился приступ «падучей болезни». Мальчик упал и уколол горло. На шее под кожным покровом находятся сонная артерия и ярёмная вена. При повреждении их смерть неизбежна.

Возможен и другой вариант – больной во время приступа кидается с оружием на близких или предпринимает попытку самоубийства. Поэтому очевидцы события несколько путались в показаниях: не могли определить, когда княжич ранил себя, при падении или когда бился в конвульсиях на земле. Говорили одно – Дмитрий ранил себя в горло.

Мария и её братья, по уму, должны были не призывать к расправе над возможными убийцами. Наоборот, схватить их и провести «сыск праведный». Нагие делают всё, чтобы скрыть следы несчастного случая и «подвести под монастырь» Годунова и его людей. Ведь по версии Нагих Осип был убийцей княжича. Если бы он действительно убил Димитрия, то его ждали бы жесточайшие пытки, а затем мучительная казнь. Это было прекрасно всем известно. Но Мария Нагая с братьями делают всё, чтобы скрыть следы происшествия. Устраивают бунт, ликвидируют нежелательных свидетелей.

Руководить следствием в Угличе Боярская дума назначила Василия Шуйского. К этому времени с него сняли опалу и он вернулся в Боярскую думу. Василий был самым хитрым и изворотливым из рода Шуйских. Ранее руководил Судным приказом. Очевидно, что он не поддерживал Годунова. Митрополит Крутицкий Геласий также не был прислужником Годунова. Андрей Клешнин имел хорошие отношения с Годуновым, но одновременно был затем Михаила Нагого. Глава Поместного приказа Вылузгин занимал одно из главных мест в тогдашнем «правительстве».

Члены комиссии принадлежали к разным придворным группам, все следили друг за другом, интриговали. Очевидно, что если бы была возможность обвинить Годунова, то Шуйские и прочие бояре использовали бы этот шанс.

Члены комиссии опросили множество людей. Первым делом тщательно осмотрели тела царевича и жертв самосуда. Ни у кого не возникло и тени сомнения, что это Димитрий Иванович, а не подставной мальчик.

Отпевание провёл лично митрополит. Быстро выяснилось, что ножи и палицы на трупах Битяковских с товарищами подкинули по приказу Нагих. Михаил Нагой не хотел сознаваться, но его изобличили. Григорий Нагой сразу признался в подготовке «улик».

Следователи быстро установили имена всех непосредственных свидетелей. Дали показания мамка Волохова, кормилица Арина Тучкова, постельница Колобова и четыре мальчика, которые играли с Дмитрием в ножички. Мальчики точно и хорошо всё описали: во время игры в «тычку» пришла на царевича болезнь и он порезался. Осипа Волохова и Данилы Битяговского в это время на заднем дворе не было (Битяговские в это время обедали у себя дома). Эти показания подтвердила Колобова, мамка Волохова и Тучкова. Кормилица особенно убивалась по царевичу и винила во всём себя.

Затем нашёлся и восьмой свидетель. Ключник Тулубеев сообщил, что ему о смерти царевича рассказал стряпчий Юдин, который стоял в верхних покоях и смотрел в окно, как мальчики играют. Юдин сам видел, как княжич убился. Но знал, что Нагие настаивают на убийстве, поэтому решил уклониться от дачи показаний.

Свидетельские показания были даны ещё до репрессий. Следователи не преследовали свидетелей гибели царевича и бунта.

Церковный собор 2 июня 1591 года единодушно утвердил, что царевич Дмитрий погиб «Божьим судом». А Нагие виновны в организации бунта и гибели невинных людей.
Самсонов Александр.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх