Космонавтам не привыкать к режиму длительной изоляции: они проводят в ней многие месяцы, как перед подготовкой к полету, так и во время полета. О том, как сохранить себя в условиях длительного карантина и что означает "ругаться по-доброму" накануне Дня Космонавтики рассказал Finam.ru российский космонавт-испытатель и мотивационный спикер Сергей Рязанский.
- Сегодня большинство населения Земли живет в режиме самоизоляции из-за пандемии коронавируса. Как ее правильно пережить?
- Сейчас я, как и многие, я нахожусь в режиме самоизоляции, но работаю "говорящей головой": провожу мастер-классы “на удаленке”, читаю лекции, консультирую сотрудников различных компаний.
Но для космонавтов, самоизоляция – это часть работы. У нас обязательный карантин до полета, после полета, во время полета и поэтому мы привыкли относиться к изоляции без истерики и без паники. В этих условиях очень важно, чтобы человек сам для себя создал распорядок дня. Правда, в космическом полете немного легче: у нас есть Центр управления полетом, который составляет для нас правила, а в самоизоляции человек должен составить свой план на день сам.
Очень важно, чтобы занятия были разнообразными: переключение между задачами разного типа помогает избавиться от рутины и легче справляться с эмоциональным выгоранием. Поработать, уделить время домашним, позвонить своим близким, заняться каким-то хобби и обязательно уделить время спорту. На станции мы занимаемся спортом каждый день, минимум по два часа. Сейчас, совместно с Роскосмосом, мы даже запускаем марафон "Тренировки с космонавтом", где есть спортивные программы для всех возрастов.
- Что для вас было самым сложным в самоизоляции? В отличие от обычных людей, вы были лишены живого общения с близкими.
- Конечно со станции можно было позвонить по ''космическому скайпу", но все равно живого общения не хватает, и каждый находит себе занятия по душе. У нас на станции было две гитары и можно было попеть песни или включить музыку. Я увлекся фотографией и все свободное время занимался "фотоохотой". В условиях космоса это довольно сложно. Станция летит со скоростью 28000 километров в час и есть всего лишь несколько секунд, чтобы уловить момент.
Еще в изоляции очень важно выделить время, чтобы побыть одному и с пониманием относиться к своим друзьям, родственникам, которым тоже необходимо какое-то время побыть в одиночестве. На станции тоже самое --берешь наушники, включаешь хорошую музыку и занимаешься своими делами.
- В одном экипаже часто находятся разные люди, в том числе из разных государств. Как правильно построить отношения, находясь вместе в замкнутом пространстве?
- Мне часто приходится рассказывать об этом на своих семинарах и мастер-классах. Проблема примерно такая же, как и в любой компании: ты не выбираешь экипаж, но тебе приходится с ними работать. Но в космосе от успеха работы команды зависит и твоя жизнь. Большого секрета тут нет, но нужно проявлять уважение к людям и их поступкам - взрослого человека изменить невозможно. Кроме этого, при конфликтах нельзя проявлять эмоции. У нас есть такое выражение "умение ругаться по-доброму". Это умение вести спокойный уважительный диалог, а иногда и отойти в сторону, если что-то не нравится, а потом вернуться и сказать: "Есть проблема, но давай договоримся", и тогда никаких конфликтов не будет.
- Несдержанному человеку не место в космосе?
- Космонавты не роботы, а тоже люди, поэтому бывают и эмоции, да и просто человек устает из-за психологического и эмоционального выгорания, бывает, что на земле случаются какие-то проблемы. Помочь он не может и начинает заводиться и срываться на всех, но нужно относиться к этому спокойно. Ничего личного, нужно просто выпустить пар.
- Вы в свое время участвовали в программе Марс 500, которая немного близка нашей сегодняшней ситуации: длительное пребывание людей в замкнутом пространстве во время имитации космического полета. Как вы справились?
- Там условия были даже жестче, чем в реальном космическом полете: информации было достаточно мало, и она была лимитирована. Новости нам присылали очень редко, общение с близкими отсутствовало и поэтому очень важно было себя чем-то занять. Я много читал, мы вместе смотрели кино, пели песни под гитару и эти разнообразные занятия очень поддерживали нас.
- Совсем недавно президент США Дональд Трамп подписал указ о коммерческом использовании Луны и космического пространства, что было негативно воспринято во многих странах, в том числе и в России. Как вы восприняли эту инициативу?
- Я понимаю, что в США есть запрос со стороны частных компаний космической индустрии, которые хотят осуществлять подобную деятельность, поэтому такой указ и появился. С другой стороны, подобные вещи должны обсуждаться на дипломатическом уровне, и представители разных стран должны решать по каким правилам играть в космосе.
- В космической среде часто ведутся разные споры о том, какую космонавтику приоритетней развивать - пилотируемую или беспилотную. Каково ваше мнение по этому вопросу?
- Понятно, что космонавтика - это достаточно дорогостоящая вещь и финансирования на все нужды не всегда хватает. Но я считаю, что оба направления должны развиваться параллельно, дополняя друг друга. Пилотируемая космонавтика хороша тем, что дает гораздо большую технологическую отдачу, чем беспилотные аппараты, которые выполняют строго определенную функцию. Человек может сделать гораздо больше операций, он более свободен в принятии решений.
- Вы возглавляете общественную организацию "Российское движение школьников". Какой интерес сегодня у подростков к космонавтике?
- Конечно, интерес уже не такой, как в советское время, и это понятно, потому что тогда работала пропаганда в хорошем смысле этого слова. Говорилось, что освоение космоса важно и нужно для страны. Сейчас такого нет, но интерес остался. В любом ребенке очень много романтики, а в космосе по-прежнему немало загадочного.
- Космос, одна из немногих сфер продуктивного сотрудничества между Россией и США. Помогает ли космос укреплять российско-американские отношения?
- Когда-то в разгар "холодной войны" программа “Союз-Аполлон" сыграла роль в потеплении отношений между двумя странами. Несмотря на то, что отношения в то время тоже были очень плохими, это не помешало СССР и США совершить совместный полет. Космонавтика помогает нам продемонстрировать, что мы не только представители своих стран, но и представители человечества и мы можем делать такие совместные проекты, как Международная космическая станция.
Братерский Александр
Finam.ru
Свежие комментарии