Все чаще по ТВ звучит фраза «Время дешевых энергоносителей для человечества закончилось!», но что стоит за этой фразой в долговременной, так сказать, перспективе? И о каком «человечестве» речь?
В долговременной перспективе маячит конец эпохи. Сытой, комфортной (для Европы) эпохи, которая хоть и не была стабильной, но всё же представляла собой тот образ технического и социального прогресса, о котором фантасты писали еще в начале ХХ века. Мощные авто, сверхзвуковые самолеты, пути-дороги во все уголки мира, светлые дома с удобствами для всех людей, обилие еды и товаров, доступное жителям коллективного Запада, этого цивилизованного мира…
Цивилизованная Европа казалась самодостаточной и сильной в силу своего внутреннего потенциала благодаря своим ресурсам. И вот это кажущееся благополучие начало рушиться. Обнаружилось (в который уже раз), что глобализм не терпит самодостаточности. Что выстроенная система удобства и благоденствия держится на тех самых энергоносителях, которые просто обязаны быть дешёвыми — иначе прогрессу конец. Мир возвращается в девятнадцатый век со всеми его проблемами, от транспортных до экологических. Западный мир рискует лишиться тепла и света, транспорта и инфраструктуры, а заодно и подвоза товаров, которые привык получать извне, а не производить на своей территории.
Столице Великобритании, похоже, предстоит снова есть лондонский «гороховый суп», как называли англичане густой желто-зеленый туман, вызванный загрязнением воздуха с частицами сажи и ядовитого газа (диоксид серы), которые выбрасывают печные трубы при сжигании угля.
Но мало этих проблем — неминуема катастрофическая, болезненная перестройка сознания европейцев. Сытая эпоха сформировала у них иллюзию уверенности в завтрашнем дне (иллюзию, под которой спрятан вулкан тревоги и страха; он, как супервулкан, нагнетает давление магмы под идиллическим Йеллоустоном, поднимает уровень тревоги в подсознании: иначе отчего в Америке так популярны антидепрессанты, а теперь и опиаты?). Пришло время этой иллюзии разрушиться. Разумеется, «мировая общественность» категорически не согласна, она ищет виноватого, и виноватой может быть только Россия.
Всё чаще звучит, что Россия «и только Россия» виновна в этом эпохальном крушении. Отсюда требования ее «деколонизовать, завершив проект 1991 года»…
Американский The Atlantic пишет: «Бжезинский однажды сказал, что без Украины Россия перестанет быть империей. Это неправда. Россия и без Украины остается беспорядочным объединением регионов и наций с чрезвычайно разнообразной историей, культурой и языками. Кремль продолжит править колониальными владениями в таких местах, как Чечня, Татарстан, Сибирь и Арктика».
Стремление освободить «колонии», страдающие под гнетом РФ, сильно отдаёт интересом коллективного Запада к российским месторождениям. Но, как говорят психологи, мотивы у поступков бывают хорошие и истинные. В прессе предпочтительны вторые. Даже в журналистских расследованиях нечасто анализируются бизнес-интересы радетелей свободы и справедливости. Аппетиты с 90-х у них изрядно возросли: «У США и раньше был шанс развалить Российскую империю. Но вместо того, чтобы подавить имперские устремления России, когда у них была такая возможность, Буш и его преемники просто наблюдали и надеялись на лучшее. У нас больше нет такой роскоши. Запад должен завершить проект, начатый в 1991 году. Мы должны стремиться к полной деколонизации России».
Китай, по мнению таких справедливцев, тоже не полноценная страна, а один большой конгломерат концлагерей, но РФ все-таки страшнее: «Россия — не единственная многоязычная страна, которая не смогла справиться со своим наследием колонизации. В настоящее время Китай контролирует крупнейшую систему концентрационных лагерей, которую мир не видел со времен холокоста, направленную на уничтожение уйгуров как отдельной нации. Но именно Россия — и, более конкретно, российский империализм — представляет самую серьезную угрозу международной безопасности».
Безопасности, говорите? Нет! Тому сытому благополучию, в котором Европа пребывала десятки лет и успела привыкнуть к мысли, что так будет всегда. Никакой другой ментальности за эти годы Запад заготовить не сумел: ни стойкости, ни самоотверженности.
У цивилизованного мира оказалось недостаточно ресурсов, чтобы обеспечить своим гражданам все блага цивилизованного состояния. Благополучие оказалось чересчур хрупким и пало в первом же противостоянии с реальной силой — силой, всего лишь не пожелавшей снабжать Запад дешёвой энергией. И сразу зашёл разговор о международной безопасности: «…до тех пор, пока московская империя не будет свергнута, регион — и весь мир — не будут в безопасности. Европа останется нестабильной, а украинцы, русские и все колонизированные народы, вынужденные сражаться за Кремль, будут продолжать умирать. Кремль должен потерять ту империю, которую он все еще сохраняет. Проект деколонизации России должен быть наконец завершен».
«Деколонизация», а точнее расчленение России, лишение ее статуса самодостаточного государства должно вернуть прекрасные времена дешёвых энергоносителей. И если не считать горячей третьей мировой, которая начнётся по ряду причин (хотя бы оттого, что оставшиеся без пригляда богатства бывшей «империи» тут же начнут делить Европа, Америка, Восток), всё сразу станет очень хорошо.
Однако сколько ни пиши статей, подобных той, что опубликовал 7 июня 2022 года старейший американский журнал, сколько ни умножай вымыслы, пытаясь снизить уровень собственной тревоги, Россию вымыслами не победить. Если вымыслы что и способны победить, то только разум потребителя сомнительной информации. Сергей Лавров высказался по этому поводу достаточно внятно: «Там [на Западе. — А.К.] всё больше и больше боятся правды, пытаются уйти в некую выдуманную, фейковую реальность, которой заполняются экраны соцсетей и любые информационные ресурсы. Там хотят свою электоральную задачу решать через оболванивание своего избирателя».
И так же, как антидепрессанты и опиаты не в силах наполнить жизнь человека счастьем, покоем и смыслом, «оболванивание избирателя» не создаст ни новой национальной идеи, ни новой системы ценностей, ни прочных идеологических устоев. Устои общества не держатся на мнимости.
Анна Кренгель. Фонд стратегической культуры.
Свежие комментарии