На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 138 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    НАТО вообще на Украине никто!Эксперт заявил о ...
  • Eduard
    Да"плохому танцору...портной мешает"!Эксперт заявил о ...
  • Модест
    По истечении половины срока наказания, не раньше. И с конфискацией всего имущества! Никакие они не боевые офицеры, кр...Осужденный за кор...

«Ведомости» пугают Украину?

В российских СМИ оживленно обсуждается информация о том, что Президент РФ Владимир Путин не лишится права ввода войск на Украину, даже если Совет Федерации отменит данное в марте разрешение.

«Первоисточником» этой информации является газета «Ведомости». В ее статье под названием «Владимир Путин как символ перемирия» сообщается, что в России до сих пор действует разрешение, которое было выдано Советом Федерации в 2009 году Дмитрию Медведеву.

Тогда Медведев, будучи главой государства, получил «бессрочное право на оперативное использование Вооруженных сил за границей». При этом издание ссылается на «источник, близкий к Минобороны».

Для того чтобы разобраться в этой истории, вернемся в 2009 год. Занимавший тогда пост Президента РФ Дмитрий Медведев внес в Государственную думу законопроект о порядке применения Вооруженных сил (ВС) РФ за пределами России. Вызвано это было российско-грузинским конфликтом, известным под обозначением «война 08.08.08». Тогда Медведев был вынужден отдать приказ на начало военных действий против Грузии, вообще говоря, незаконно (хотя, по моему мнению, он действовал правильно).

Однако озаботился правовой регламентацией подобных действий тогдашний президент только через год. Судя по всему, причиной таких запоздалых действий была ситуация не в Закавказье, а ... на Украине. В августе 2009 года Дмитрий Медведев направил весьма резкое письмо своему украинскому коллеге Виктору Ющенко по поводу непрекращающихся попыток Киева осложнить жизнь Черноморскому флоту РФ. Заодно «братской славянской республике» припомнили военную помощь Грузии, что привело к дополнительным потерям российских войск в ходе «войны 08.08.08». Напряженность была нешуточная – по тем, конечно временам.

Законопроект, поданный Медведевым, трансформировался в Федеральный закон 09.11.2009 N252-ФЗ «О внесении поправок в Федеральный закон «Об обороне». В Статье 10 последнего появился пункт 2.1, говорящий об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории страны. Закон «Об обороне» пополнился также Статьей 10.1, в которой говорилось, что решение о посылке войск за границу «принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». А вот решение о «досрочном отзыве» (почему «досрочном», я не вполне понимаю) формирований ВС РФ из-за рубежа президент принимает единолично.

16 декабря 2009 года Совет Федерации принял Постановление N456-СФ. В нем говорилось: «Предоставить Президенту Российской Федерации возможность принимать решения об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и Федеральным законом "Об обороне"». Это можно было расценить как попытку давления на Украину в имевшем тогда место обострении отношений. Однако особой реакции ни в России, ни за ее пределами решение сенаторов тогда не вызвало.

Продолжает ли действовать постановление Совета Федерации от декабря 2009 года – это вопрос к юристам. Впрочем, в нашем законодательстве сам черт ногу сломит. Например, вот что написано в «модифицированном» законе об обороне в части задач российской армии за границей: «отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации». Строго говоря, речь здесь идет о любых войсках или органах – а не исключительно российских. То есть если кто-то нападет на войска Тирдарпупии, Вооруженные Силы РФ могут быть посланы за границу, дабы пресечь это безобразие. В общем, удобный документ. Правда, есть и другая версия: люди, которые его составляли – не юристы. И последнее мне кажется более правдоподобным.

Но вернемся к вопросу о действенности постановления 2009 года. Если оно все еще «работоспособно» – то зачем Владимир Путин запросил у сенаторов санкции на использование ВС РФ на территории Украины? И зачем сенаторы издали новое постановление (N48-СФ от 1 марта 2014 года), а не сказали: «Да ради бога, есть действующий документ, по которому президент вправе использовать военную силу за рубежом, то есть и на Украине тоже – можете им пользоваться»? Впрочем, это вопросы риторические. Ясно, что и сделанный Владимиром Путиным запрос на применение военной силы, и его просьба об отмене ранее принятого решения, и оперативное удовлетворение этой просьбы Совфедом (да кто бы сомневался) – всего лишь часть дипломатии. То, что это может быть юридически несуразно, никого ни в Кремле, ни на Большой Дмитровке не волнует.

Если же Постановление N456-СФ от 16.12.2009 считается утратившим силу (о чем говорят действия Президента и СФ), то зачем понадобилось «выкапывать эту дохлую кошку»? Руководство РФ выражает готовность поддерживать мирное урегулирование украинского конфликта – даже вопреки тому, что и официальный Киев и «мятежные» регионы фактически считают перемирие сорванным. Являются ли публикации в СМИ о сохраняющейся возможности послать российских солдат за рубеж вбросом информации, призванной охладить горячие киевские головы, или же это просто погоня за сенсацией? Вы как думаете?

Картина дня

наверх