На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 128 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ингерман Ланская
    какая печалька для укро-нацистовВ ВСУ наметилась ...
  • Николай
    "Было ваше – стало наше". До 22:00 шуба ваша, а после 22:00 наша. Так говорили бандиты в 20-х годах. Боррель из этой ...Было ваше – стало...
  • Александр Самбур
    Экс-чиновник Мино...

Почему авиабилеты столько стоят, и как покупать их дешевле

Конец 2014 года был непростым для авиарынка: спад перевозок в конце года, резкое снижение курса рубля к основным валютам и связанный с этим существенный рост затрат по валютным договорам лизинга – все это отразилось на деятельности авиакомпаний и заставило существенно пересмотреть прогнозы на текущий год.

Планы по увеличению объемов бизнеса массово заменяются планами выживания, разумного изменения тарифов и сохранения показателя занятости пассажирских кресел. Очевидно, что едва ли не главную роль в этих планах играет стоимость авиабилетов.

Для начала, нужно сказать, что на стоимость билетов влияет несколько факторов, в том числе государственная поддержка авиакомпаний. Для того, чтобы цена билета на самолет, особенно на перелеты внутри страны, была доступной для наших граждан, правительство разрабатывает меры, направленные на развитие пассажирских авиаперевозок. Так, например, в течение ряда лет действует набор мер поддержки лизинга воздушных судов и авиакомпаний. Лизинговым компаниям предоставляется субсидия по процентной ставке, авиакомпании могут воспользоваться субсидией на оплату авансового лизингового платежа, а также осуществлять перевозки по субсидируемым маршрутам. Вместе с тем, данные меры, в основном, касаются отдельных сегментов рынка, а сложившаяся в конце года ситуация потребовала общих мер поддержки. В частности, правительством уже одобрено и рассматривается предоставление госгарантий ряду авиакомпаний для помощи в реструктуризации задолженности, обсуждается дополнительное субсидирование маршрутов. 

Еще одной из недавних мер, озвученных правительством, может стать и снижение НДС для внутренних рейсов. По сообщению Минэкономики, эта инициатива позволит снизить цены билетов на 5-10%, но приведет к дополнительным расходам бюджета в размере около 30 млрд. руб. в год. На данный момент данная мера распространяется исключительно на крымское направление, ее применение для всего российского рынка находится на стадии обсуждения.

Нужно отметить, что еще летом прошлого года были приняты законодательные новшества, направленные на снижение стоимости авиабилетов и развитие лоукостеров. Среди них - практика продажи авиакомпаниями невозвратных билетов. Так, в настоящее время при покупке авиабилетов пассажирам предлагается два тарифа на выбор: традиционный (возвратный) и невозвратный. Первый вариант оставляет за пассажиром возможность возврата билета с полной компенсацией его стоимости при отказе от перевозки не позднее, чем за 24 часа до окончания регистрации на рейс. Если билет сдается менее чем за сутки, то возвращается 75% от стоимости билета. Невозвратный тариф, соответственно, не предполагает компенсации пассажиру стоимости билета (за исключением ряда случаев, таких как болезнь, смерть пассажира или близкого родственника, путешествующего с ним, отмена, задержка рейса и пр.). Такой риск, в свою очередь, оправдывается более низкой ценой за перелет. Дополнительные возможности по изменению цены авиаперелета также предлагаются за счет отказа пассажира от провоза определенной нормы багажа бесплатно или от питания на борту. Разумеется, с учетом данных опций в тарифе.

Говоря о стоимости авиабилетов, нужно понимать, что на нее влияет целый ряд факторов, которые в той или иной степени зависят от спроса на рынке и непосредственно от  авиакомпаний. Индексация цен перелетов на международные рейсы, к примеру, происходит еженедельно исходя из курса валют, поэтому в ближайшее время не стоит ожидать стабильности рублевых цен на авиабилеты. Однако, несмотря на ослабление рубля, авиакомпании вынуждены сдерживать тарифы и не транслировать на пассажира курсовые разницы в полном объеме.

Итоговая цена на билет складывается из тарифа и различного рода сборов и налогов. Изначально тариф устанавливается авиакомпанией и зависит от маршрута следования, сезонности, сроков пребывания в пункте назначения и класса бронирования. Безусловно, на цену влияет и такой фактор, как глубина продаж. То есть чем раньше от даты вылета приобретен билет, тем ниже тариф и, соответственно, стоимость билета.

Авиакомпаниям приходится компенсировать различного рода издержки, поэтому в стоимость билетов включается топливный сбор, страховой сбор, сервисный сбор (оформление билета) и сборы аэропортов, которые включают в себя обслуживание самолетов, пассажиров и обеспечение безопасности.

Время от времени авиакомпании устраивают распродажи и предлагают пассажирам промо-тарифы. Действуют такие акции обычно в течение нескольких дней, а количество билетов, как правило, ограничено. Подобные предложения возможны во многом за счет продаж дорогих билетов накануне вылета, а также мест в первом и бизнес-классах.

Обращает на себя внимание разница в стоимости авиабилетов на внутренние и внешние рейсы, причем не в пользу внутренних перевозок. Более высокая цена на билеты по России, обусловлена необходимостью уплаты НДС в размере 18% от цены в соответствии с налоговым законодательством РФ. В то же время на рейсах, вылетающих за границу, налог не взимается. К тому же на рынке международных авиаперевозок наблюдается высокая конкуренция, в первую очередь, с зарубежными компаниями, имеющими доступ к более дешевым источникам финансирования своей деятельности. Эти факторы также оказывают влияние на формирование стоимости авиабилета.

Важно также понимать, что общая экономическая ситуация в стране оказывает непосредственное влияние на изменение стоимости авиабилетов. В частности, снижение цен на нефть способствует более низкой стоимости керосина и, как следствие, уменьшению размера топливного сбора. Однако при этом снижение курса рубля и повышение арендной ставки ведут к дополнительным расходам авиакомпании на лизинг, поскольку большинство сделок авиализинга деноминированы в валюте. Например, снижение курса рубля на 10% приводит к росту размера лизингового платежа на 10-15 млн. руб. в год в расчете на один самолет Airbus A320 или Boeing 737-800 – наиболее массовые модели в парках крупнейших российских авиакомпаний. Авиаперевозчики вынуждены повышать стоимость билетов, чтобы удержать рентабельность и застраховать свои риски. В противном случае им грозит банкротство и уход с рынка, но таковы сегодняшние условия ведения бизнеса на этом рынке. Его участники надеются на скорейшее принятие комплекса мер по развитию отрасли авиационных перевозок, что позволит обеспечить растущему числу конечных потребителей  возможность приобретать авиабилеты по доступным ценам.

Для справки. Несмотря на непредсказуемость ситуации с курсом валюты и в целом с ценами на перелеты, существует несколько способов купить недорогие авиабилеты.

Если вы примерно знаете свои планы не ближайшие несколько месяцев, то покупка билетов заранее за 2-3 месяца позволит прилично сэкономить.  И наоборот - если искать билеты за несколько дней до вылета, то цена может неприятно удивить. По возможности, лучше не планировать путешествие на период общих праздников и на время отпусков, потому что спецпредложения авиакомпаний в «высокий» сезон являются редкостью.

Также нужно помнить, что зачастую билет на самолет в одну сторону порой стоит примерно столько же, сколько билет туда/обратно, поэтому выгоднее приобретать билеты сразу в обе стороны. При этом, если позволяет время и маршрут путешествия, стоит посмотреть разные города вылета и прилета. Часто бывает, что более дешевый вылет получается из соседнего города, до которого можно добраться, например, наземным транспортом, включив его в карту маршрута.

Если вы хотите сэкономить на перелете, то нужно знать, что намного дешевле билеты стоят с вылетом во вторник, среду или четверг. На конец недели, выходные и на понедельник авиабилеты обойдутся дороже. При этом, в пятницу и воскресенье авиабилеты чаще достигают пика своей стоимости. В эти дни авиакомпании почти не предоставляют скидки на авиабилеты. Также стоит посмотреть соседние даты, возможно, что найдется тариф дешевле. Кстати, самым экономичным рейсом является самый первый рейс за сутки. Для многих он самый неудобный, но на нем можно прилично сэкономить.

Автор: Павел Пискун, директор Управления по развитию международного бизнеса ЗАО «Сбербанк Лизинг»

Изображение: Shutterstock

Картина дня

наверх