На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 246 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Шишинов
    А что самое печальное, - если сейчас проводить выборы, то ушибленные на всю голову кастрюлеголовые стадом побегут гол...Залужный в Лондон...
  • vitaly yanushkevich
    Он не только Монастырского убил, а сколько безымянных братских могил, засекреченных, по Украине.Депутат Рады обви...
  • Виктор Луговой
    Было уже, однако. У корсiканця в сюртуке и треуголке, опосля Березины. "Французская армия, разбив русских, идёт в Вил...Военный эксперт о...

Таймыр может принесети ВВП 300 млрд долларов

Существующее российское законодательство не дает первооткрывателю месторождения право автоматически получать лицензию на дальнейшую разведку и добычу, что делает геологоразведку непривлекательной. 

Создание на Таймыре благоприятных условий в виде Территории опережающего развития (ТОР) могло бы принести в ВВП России дополнительно около 300 млрд долларов до 2030 года, пообещал в Сочи директор департамента «Норникеля» по работе с инвестиционным сообществом Владимир Жуков.

Ранее эта тема звучала на форуме в Давосе и была одной из основных на Красноярском экономическом форуме в феврале текущего года.

Тогда, в феврале, министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка обещал законопроект о ТОР, но согласование документа затянулось. В Сочи министр сообщил, что президентом было отдано поручение ускорить внесение закона на рассмотрение до 15 октября этого года, а правительство представило проект бюджета на 2015-2017 гг., в котором выделены дополнительные средства на финансирование ТОРов. В законе, по словам Галушки, две основные идеи − дерегулирование и налоговое стимулирование.

В Сочи ТОРам был посвящен специальный семинар «Территории опережающего развития: новый инструмент привлечения инвестиций», на котором выступили министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, министр Михаил Абызов, заместитель министра РФ по делам Крыма Андрей Соколов, заместитель министра экономического развития РФ Евгений Елин, губернатор Калининградской области Николай Цуканов, в дискуссии участвовали представители крупных зарубежный и российских компаний. 

На семинаре Александр Галушка объяснял, чем ТОРы отличаются от особых экономических зон (ОЭЗ), которые, по словам министра, «не имели успеха». Отметим, что они и не могли быть успешными хотя бы вследствие сырой и расплывчатой нормативной базы, лежащей в их основе, начиная с самого 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», принятого в 2005 году. Хочется надеяться, что закон о ТОРах будет написан более продуманно. Но главная причина неуспеха ОЭЗ − в попытках ограничиться чисто экономическими основаниями для их создания, что в принципе неверно.

Любые льготы и особый порядок регулирования и применения действующий нормативной базы имеют смысл и оправдание только тогда, когда за ними дополнительно к экономическим стоят политические, стратегические и социальные задачи. Иначе эти льготы лишь способ уклонения от налогообложения.

Поэтому представляется обоснованной намерение правительства создать ТОР в стратегически важных для развития и самого существования государства регионах – Дальний Восток и Сибирь. В Минвостокразвития уже подготовлены предложения по созданию 14 ТОРов. На семинаре представитель «Норникеля» выступил с обоснованием создания ТОР на Таймыре.

«Даже при нынешних правилах игры инвестиции только нашей компании в России в ближайшие три года составят около 6,5 млрд. долл., – подчеркнул Владимир Жуков. – При этом мы не просим соинвестиций на уровне федерального правительства, мы предлагаем создать благоприятный фискальный режим, внести изменения в лицензионное законодательство, касающееся геологоразведки и добычи, снизить страховые взносы. Сэкономленные средства могли бы быть направлены, в частности, на привлечение в регион высококлассных специалистов. Привлечение человеческого капитала в сложный в климатическом плане заполярный регион является стратегически важной для нас задачей, с которой мы в настоящий момент успешно справляемся».

Существующее российское законодательство не дает первооткрывателю месторождения право автоматически получать лицензию на дальнейшую разведку и добычу. Геологоразведывательная деятельность при этом теряет привлекательность, что мы и видим, сравнивая объемы разведки в СССР и России, − падения в разы. Для Таймыра с его катастрофически недоразведанной ресурсной базой (не изучено 75% территории!) немедленное устранение указанной несуразицы стимулировало бы исследования. Наравне с введением в регионе ТОР это привело бы к резкому росту вложений в геологоразведку. Мировой опыт показывает, что если страна не добывает свои полезные ископаемые, рано или поздно на них найдутся другие охотники.

Доводы в пользу ТОРа на Таймыре представляются ме очень весомыми. По мнению экспертов, создание благоприятных условий только для одного региона Таймыра могло бы дать в ВВП России дополнительно около 300 млрд долл. до 2030 года, также можно говорить о существенных выплатах в федеральный и региональный бюджеты до 2 млрд долларов в год.

Фото Shutterstock

наверх