На днях смотрела я "Ширли-Мырли" в компании с человеком, который, оказывается, никогда и не слышал о том, что режиссер однажды на вручении кинопремий бросил на пол конверт увидев, что там лежит.
Быстро нашла видео с этим эпизодом. Но оказался он короткий, размытый, очень плохого качества. Даже толком не расслышали, что говорит Владимир Валентинович.
И тут на ютубе всплыл аж 6-минутный ролик, где всё было отчетливо слышно. (Видеоряд тоже неважный, извините за качество скринов). К своему стыду, поняла, что целиком эпизод никогда не видела.
Зал встал и громкими аплодисментами приветствовал вышедших на сцену Меньшова и Веру Алентову.
Режиссер сказал, что внимательно следит за кинопроцессом в стране и старается смотреть новые фильмы, хотя это не так легко, поскольку их количество переваливает за сотни.
Напомню, всё происходит на вручении премий MTV в 2007 году.
После просмотра многих фильмов вопросы у него были такие:
- Что это делали? Для чего это делали? Кто это делал? Какое-то ощущение, что между нами уже стена выросла. Между нашим поколением и поколением ребят, которые делают такие фильмы. Но однако существуют, попадаются фильмы, которые возвращают мне, по крайней мере, веру в себя. В то, что я понимаю искусство, кинематограф современный, понимаю, как это сделано. Это вызывает у меня ответные чувства. Я очень надеюсь, что среди номинантов - как это называется? - номинантов нашей номинации будут такие фильмы. Я не знаком с этим списком, посему...
Не зная, что добавить, он передал слово супруге.
Та произнесла набор ритуальных фраз, стараясь, словно бы себе самой объяснить, зачем и как они сюда попали.
Меня удивило, что она вышла на сцену, не выпуская из рук сумочку. Наверное, время еще было такое, что за кулисами страшно оставить.
И все же слова ее были добрые - про детей и внуков, ту общую кровеносную систему, которая все еще связывает их с теми, кто сидит в зале. За что она этим людям благодарна.
Она очень надеется, что в конверте будет тот самый фильм, за который они и их общая кровеносная система вместе болеют.
Они оба еще стоят и улыбаются. На экране начинается презентация фильмов-номинантов. Лица Владимира Меньшова мы не видим. Но, видимо, он успел заглянуть в конверт и даже жене еще не сказал, что там увидел, потому что она продолжает улыбаться.
Тут-то режиссер и говорит:
- Я очень надеялся, что пронесет. Не пронесло.
Зрители ждут.
- Вручать приз за лучший фильм этому фильму, достаточно спорному и позорящему мою страну, я бы попросил Памелу Андерсон. Я, к сожалению, этого делать не буду, - говорит Меньшов и бросает конверт на пол. - До свидания.
Раздаются жидкие аплодисменты.
Проходит несколько секунд и звучит громкий закадровый голос.
- Итак, лучшим фильмом в этой номинации признан фильм "Сволочи".
Аплодисменты, съемочная группа поднимается и идет на сцену. Все обнимаются и поздравляют друг друга, машут ручками оператору. Звучит бравурная музыка. Выходит зачем-то девушка в купальнике. Кино-то, вроде, не про пляж.
Кто-то подает с пола конверт режиссеру, который говорит:
- Нам не стыдно за этот фильм.
- Это супер-фильм! - кричат из зала.
- Спасибо!
Все кричат от радости. Зал и сцена победно вздымают руки вверх.
Режиссер "Сволочей" Александр Атанесян:
- Я сказал на премьере и повторю сейчас. Это фильм-предупреждение. Мы не снимали документальную картину о войне. Мы снимали картину, и мы бы не хотели, чтоб с нашими детьми, сегодняшними детьми и с моим сыном Даником (привет ему) произошло то, что произошло с героями фильма "Сволочи". Спасибо MTV, мы любим вас!
Аплодисменты, одобрительный свист, благодарность причастных к съемкам и награде.
- Спасибо! Спасибо за поддержку! Хочу привести слова священника Андрея Кураева: "Господа критики, никто не обратил внимание за то, что это фильм об очеловечивании". Спасибо, друзья.
- Скандал - тоже хорошо! - кричит кто-то. - Спасибо MTV! Спасибо! Спасибо!
На следующий день участники события пояснили свои позиции.
Александр Атанесян:
- Комментировать поведение уважаемого режиссера я не хочу и не буду. Меня в связи со случившимся радует одно: мы все-таки живем в свободной стране, где один режиссер может снимать кино, которое хочет и которое соответствует его моральным принципам и убеждениям, а другой может позволить себе говорить о фильме коллеги все, что думает. Вот это демократия! И это ценно. Владимир Валентинович просто сорвался, по-моему. Бывает. (...) Радуюсь еще и тому, что живу не в советское время, когда режиссеры, фильмы которых не понимали и не принимали, заканчивали еще печальнее. Параджанов отсидел, кто-то спился, кто-то покинул страну. По сравнению с этим то, как поступил со “Сволочами” Меньшов, ничто.
Владимир Меньшов:
- Нельзя не помнить, какие споры вызвал этот, с позволения сказать художественный фильм, и какова была реакция на картину фронтовиков. “Быть такого не могло”, — в один голос говорили про сюжет о детях-смертниках времен Великой Отечественной войны эти отстоявшие страну люди. Но их долго никто не слышал. Пока сам автор литературного первоисточника Кунин, прижатый к стене фактами не пошел на попятный и не признался, что многое в этой порочащей страну истории присочинил. Ну и забыть бы эту грязную историю про страну питекантропов, посылающих детей на смерть. Так ведь нет, теперь она получает награды. Я сочувствую зрителям, которые выбирают фильмы-победители в этом конкурсе. Вот итог запудривания мозгов в последнее десятилетие. (...) Произошел сдвиг в сознании зрителей, раздвоение сознания. Как результат — триумф “Сволочей”. Надеюсь, что я своим поступком хоть чуть-чуть помог этому сознанию встать на место. Ну и защитил фронтовиков и страну, которую они защищали.
*******
Страна питекантропов.
По моему глубокому убеждению, фильмы, подобные "Левиафану"и "Сволочам", вывернувшим историю шиворот-навыворот (сегодня это один-в-один всем скопом проделывают с нами бывшие партнеры) сыграли свою роль в расчеловечивании России.
Владимир Меньшов сошел со сцены.
А кино продолжили делать те, кто спокойно на нее зашел и поднял конверт, - для тех, кто громко аплодировал им в зале.
Ни те, ни другие, за редким исключением, никуда не делись.
Вот и всё.
Очень прошу воздержаться от похвал в адрес актеров, талантливого воплощения образов, ярких красок, берущих за сердце. Чем талантливее подана и продана ложь - тем страшнее она оборачивается потом в реальности.
Сегодня - для каждого живущего в России.
Наталия Ефимова.
Свежие комментарии