Почему до 1930-х здесь практически ничего не было? Неужели своим появлением район обязан Московскому метро? Почему тогда здесь нет ни одной станции? А также - как застраивали район, и где до сих пор находятся знаменитые фенольные дома-убийцы? Об этом и не только расскажу сегодня.
Район Метрогородок на карте современной Москвы
Такие границы он приобрел в 1995 году.
Яндекс.Карты.В его состав входит огромная часть национального парка "Лосиный остров". Он и является основной территорией района. По сути, здесь всего лишь одна главная улица - Открытое шоссе. Несмотря на многообещающее название, оно заканчивается тупиком. А также несколько более мелких улиц.
Карта местности, 1860.
В 19 веке на месте современного района существовали две деревни - Александриха и Пантелеиха. Однако историки склоняются к версии, что уже на тот момент это были пустоши. То есть в поселениях почти никто не жил. Дело в том, что местность находилась далеко от границ города того времени. Внимания ей совсем не уделяли. Даже, когда в 1908 году ввели в строй Окружную железную дорогу, территорию за её границами решили не обустраивать.
По грибы да ягоды
Своим появлением район обязан решением о прокладке Московского метрополитена. В 1930-х здесь (то есть по другую сторону от Окружной железной дороги) построили автобазу для нужд метро. Никакого шоссе тогда ещё не было. На работу люди добирались на трамвае по одноколейному пути.
Не уверен, что это именно те трамвайные пути, но местность совпадает, 1931-1934.
Также этот транспорт использовали и москвичи, которые жили недалеко отсюда. Чтобы проехать в Лосиный остров. Там они гуляли, собирали грибы и ягоды. Недалеко от автобазы, на месте современной Пермской улицы, стали появляться бараки, в которых жили строители Московского метро. Называли жилмассив по-разному: и "посёлком Метростроя", и "Метрогородком". Именно последнее наименование дало название будущему району.
В конце 1930-х за Окружную железную дорогу проложили Открытое шоссе. Сам район стали активно застраивать после Великой Отечественной войны. На месте бараков появились дома в два и три этажа. Туда в основном переселяли работников автобазы, а также людей, связанных со строительством метро.
Дома-убийцы
В 1950-х годах в Метрогородок перевели завод железобетонных изделий. Его рабочих также селили здесь. Облик, близкий к современному местность получила только в 1960-х. Тогда Открытое шоссе продлили до круга, которым оно заканчивается сейчас. А вдоль дороги практически всё застроили домами.
Строительство домов на Открытом шоссе по чётной стороне, 1960-1965.
Интересно, что вплоть до конца 1960-х, путь в Метрогородок был не из приятных. Дело в том, что рядом с мостом через Окружную железную дорогу находился большой свинарник. От него шёл очень сильный и жутко неприятный запах. Говорят, что даже после того, как всё убрали, ароматы ощущались ещё несколько лет.
Район Метрогородок, Открытое шоссе (около дома 29к1) в сторону Метро "Улица Подбельского" (ныне"Бульвар Рокоссовского"), 1970-1975.
Вторая волна застройки началась в 70-х. Именно тогда здесь появились экспериментальные "фенольные" дома. Технология была призвана удешевить строительство. В качестве утеплителя для стен применяли вату, которую пропитывали фенол-формальдегидной смолой. Со временем бетон стал трескаться, а ядовитые испарения устремились наружу. Всё это негативно сказалось на здоровье жильцов.
Снос фенольного дома по адресу: Открытое шоссе, 24к1
К счастью, этих зданий в Метрогородке построили только 6. На Открытом шоссе и улице Николая Химушина. Но, к сожалению, четыре из них до сих пор стоят на своих местах (Открытое шоссе 24/42, улица Химушина 3к1-3к3). Там ещё живут люди. Некоторые дома отреставрировали. Хочется верить, что с фенолом тоже что-то удалось сделать.
Ирония судьбы, или метростроители без метро
Современный район обладает достаточно хорошей транспортной доступностью. До ближайшей станции метро "Бульвар Рокоссовского" можно добраться на нескольких автобусах, а также трамваях. Ходят они довольно часто.
Трамвай №13 около конечной остановки, раньше она называлась Детский санаторий, сейчас - Метрогородок, фото 1999
По иронии судьбы, в районе, чья история была так тесно связана со строительством Московского метрополитена, нет ни одной собственной станции. Изначально были планы, чтобы продлить в район Сокольническую линию. Проекты готовили ещё в 1970-х. Однако дальше идеи дело не пошло.
Район Метрогородок, фото из открытых источников
Сегодня Метрогородок достаточно зелёный и в целом приятный район. Хотя, чем дальше от Окружной железной дороги, тем менее привлекательным он становится. Но это лишь моё субъективное мнение.
Яндекс.Дзен: О Москве нескучно.
Свежие комментарии