На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 125 подписчиков

Свежие комментарии

  • Iliyas Zaripoff
    Почему во время СВО тратят наши бюджетные деньги на это откровенное говно? Уже есть прекрасные экранизации с советски...Покинувшие РФ авт...
  • Iliyas Zaripoff
    Отмечая ее фамилию и происхождение, можно сделать вывод, что ей подобные твари без родины и без привязанности, присас...«Замечательная ду...
  • Iliyas Zaripoff
    Я до сих пор удивляюсь, что Израиль бомбит ракетами Ливан, Турцию, Ирак, пытается по Йемену выстрелить и почему-то "о...Экс-чиновник Мино...

Беспилотное будущее наступит, когда исчезнет "человеческий фактор"

В последнее время тема беспилотного транспорта привлекает к себе всё больше внимания. И дело не только в развитии соответствующих технологий и в том, что такие средства передвижения позволят пользоваться ими даже тем, кто водить совсем не умеет.

Главная надежда и ожидание от беспилотного транспорта заключается в том, что искусственный интеллект будет лучше интеллекта человека, что позволит сохранить жизнь и здоровье миллионов жителей планеты. Ведь только в различных ДТП, по различным оценкам, в мире ежегодно гибнет 1,2-1,3 миллиона людей, к тому же с различными видами транспорта происходят и другие происшествия, в результате которых лишаются жизни и здоровья ещё тысячи человек. Поэтому надежда, которая возлагается на беспилотный транспорт, заключается в исключении пресловутого "человеческого фактора", во многом из-за которого гибнут люди и наносится значительный материальный ущерб. Но пока справится с этой задачей не удается.

Несмотря на то, что над разработкой и совершенствованием беспилотного транспорта специалисты всего мира трудятся уже не первое десятилетие, добиться безаварийности не удаётся. Наоборот, фиксируется все больше различныx происшествий с "беспилотниками". В США, где, казалось бы, дальше всех продвинулись в создании различных беспилотных средств, произошло больше всего трагических инцидентов. В 2016 году беспилотный автомобиль компании Tesla столкнулся с прицепом грузового транспорта, после чего врезался в дорожное ограждение, погиб испытатель, находившийся в салоне легкового автомобиля. В 2018 году беспилотный автомобиль компании Uber сбил женщину, которая пересекала дорогу в неположенном месте, в результате она погибла. И такая печальная статистика растет. Некоторые эксперты считают, что, возможно, тотального исключения происшествий с беспилотными автомобилями удастся избежать, когда их проектированием будет заниматься искусственный интеллект (ИИ). И более того, речь идет не только об исключении человека из разработки самих "беспилотников". Подразумевается, что результат будет достигнут, когда ИИ будет заниматься и собственно организацией движения на дорогах, его регулированием, эксплуатацией беспилотных автомобилей. И вот когда человек станет лишь исключительно пассажиром беспилотных автомобилей, тогда, возможно, и удастся полностью исключить "человеческий фактор", добиться прекращения дорожно-транспортных происшествий в принципе.

Необходимо обратить внимание, что разрабатываются сейчас не только беспилотные автомобили – в других видах транспорта пытаются создать соответствующие беспилотные средства передвижения. Да, автомобили, благодаря их широчайшему распространению в мире, могут обеспечить первенство в будущем и своим беспилотным "родственникам". Вместе с тем нельзя исключать, что прорыв может произойти и в другом сегменте. Так, более чем активные разработки таких средств передвижения ведутся сейчас и в железнодорожном, и в водном, и в воздушном транспорте. Например, в метро Копенгагена уже эксплуатируется беспилотный подвижной состав, есть разработки такой техники в КНР. Разработкой беспилотных кораблей занимаются в разных странах Азии, Европы и Америки. Мировое судоходство, очевидно, не столь оживлённое, как движение автомобильного транспорта, что позволяет активнее использовать беспилотные корабли, причём не только в мировом океане, но и на внутренних водных путях. Среди множества проектов по созданию беспилотных судов можно выделить следующие, наиболее перспективные по мнению экспертного сообщества: Kongsberg (Yara), Svitzer Hermod, Sea Hunter, проекты компании Rolls-Royce. Принимая во внимание громкие имена и значительные инвестиции, не стоит исключать, что уже в ближайшем будущем мы услышим интересные новости про беспилотные решения именно из этой сферы.

В авиации различные беспилотные летательные аппараты (БПЛА), или дроны, как известно, используются уже несколько лет, и здесь даже дошло до широкого потребительского применения решений. При этом разработки не останавливаются. Не только потому, что усложняются задачи для БПЛА в сфере обороны и безопасности, но и потому, что коммерческий сектор проявляет всё больший интерес к такому виду воздушного транспорта – бизнес жизненно заинтересован в использовании его для перевозки как грузов (что сейчас представляется делом уже вполне обычным), так и, в недалеком будущем, для транспортировки пассажиров.

В России также идёт активная работа по созданию различных беспилотных транспортных средств, что без всяких натяжек позволяет отнести страну к числу технологических лидеров этого направления. У нас пока наибольшее распространение получили проекты по созданию беспилотных автомобилей, многие из которых уже дошли до стадии испытаний в реальных условиях. Так, широко известен пример с беспилотным такси от компании "Яндекс", курсирующим на территории Сколково и Иннополиса в Татарстане. Автомобиль StarLine (разработка НПО СтарЛайн) благополучно прошёл тест-драйв на реальных дорогах страны, доехав от Санкт-Петербурга до Казани. А разработка "Шатл", созданная совместно НАМИ и "КАМАЗом", успешно используется на территории Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института.

Наличие нескольких проектов беспилотных автомобилей и успешный опыт их испытаний позволяют говорить о перспективности данного направления в России. Однако для полного успеха беспилотных автомобилей в стране пора переходить к решению не менее важной задачи – подготовке населения к появлению такого транспорта на дорогах, проведению максимально широкой информационной и образовательной работы. И дело не только в том, что таких автомобилей совсем скоро будет значительно больше, и гражданам необходимо рассказать, что это за транспортные средства, как ими пользоваться, как контактировать. А в большей степени в том, что нужно предусмотреть самые фантастические случаи использования беспилотных автомобилей, предусмотреть все мыслимые и немыслимые ситуации с их участием, внести необходимые изменения в законодательство.

Можно не сомневаться, что найдутся "шутники", которые захотят, например, выскочить на дорогу перед беспилотным автомобилем, чтобы посмотреть, успеет ли он остановиться и где именно это сделает, за сколько сантиметров перед ними. И такие "экспериментаторы" часто просто не осознают, что это нарушение правил дорожного движения, угрожающее их жизни и безопасности других участников дорожного движения. Значит, беспилотные автомобили должны быть не только оснащены камерами наружного наблюдения, но и должны уметь распознавать лица и, видимо, много еще чего, что пока даже сложно себе представить. Как быть, скажем, с теми пассажирами, которые находятся под воздействием алкоголя, различных "стимулирующих" веществ?

Должны ли беспилотные автомобили (в первую очередь, речь про будущее беспилотное такси) быть оснащены соответствующим оборудованием и сообщать о таких клиентах в компетентные органы? Или, в случае определения опасного для жизни уровня таких веществ в воздухе салона, автомобиль сам должен заблокировать двери и везти пассажира не в ночной клуб, куда он намеревался попасть, а в приёмный покой больницы? Это лишь некоторые вопросы, на которые надо найти ответы, прежде чем приступить к массовой эксплуатации беспилотных автомобилей в стране. Но без них, без внесения изменений в нормативно-правовую базу, успеха у беспилотных автомобилей в России не будет, какими бы идеальными с технической точки зрения они не были. Естественно, что в стране надо продолжать разработки и других видов беспилотного транспорта. Как для того, чтобы подтвердить статус ведущей технологической державы с действительно огромным интеллектуальным потенциалом, так и банально по той причине, что за беспилотным транспортом всех видов, конечно, огромное будущее.

Баранов Дмитрий
ведущий эксперт
УК "Финам Менеджмент"

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх