На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 138 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Шестаков
    Американцы проводили политику выжженной земли, британцы постоянно стравливали народы между собой, чтобы после легче б...ВСУ намерены излю...
  • Юрий Шестаков
    Ну, вот и признался Столтенберг, что США воюют на Украине против России! А то "помощь" гуманитарную оказывают, старен...Столтенберг назва...
  • Татьяна Маштакова
    ТМ А что вообще в Нидерландах ожидали услышать от российского посла? Ну не жалко им своих самолётов... а Россия так в...В МИД Нидерландов...

Чем обернется новый сбор для бизнеса

Одним из событий сочинского форума стало заявление премьер-министра Дмитрия Медведева о том, что правительство отказывается от идеи налога с продаж, который будет заменен региональными сборами.

На данном этапе планируется введение сборов с объектов розничной торговли, объектов питания, такси и за осуществление туристской деятельности.

Как это может отразиться на бизнесе? С одной стороны, различия между указанными отчислениями невелики, но, с другой стороны, они все же есть.

Первое отличие заключается в том, что налог оплачивается после того, как соответствующее действие совершено (например, продажа товара состоялась или прибыль получена), а сбор уплачивается до начала деятельности. По сути, сама возможность осуществления предпринимательства обуславливается уплатой сборов. Именно в такой форме хочет ввести их уплату правительство: предприниматель не сможет законно начать деятельность до тех пор, пока не заплатит авансом. Возможно, законодатель пойдет еще дальше и предоставит контролирующим органам принудительно приостанавливать работу тех, кто его не заплатил. Например, разрешит органам ГИБДД снимать номера с такси.

Второе отличие в том, что величина сбора будет устанавливать именно регион, а федеральные власти установят на уровне Налогового кодекса РФ только максимально возможные их размеры.

С одной стороны, такой вариант регулирования находится в тренде последних предложений правительства передавать как можно больше власти на региональный и даже муниципальный уровень. С другой стороны, наши предприниматели уже проходили через подобные сборы в начале 90-х годов прошлого века, когда практически каждый субъект федерации устанавливал свои платежи, и подчас достаточно экзотические, так что ведение бизнеса от субъекта к субъекту сильно различалось.

Пока инициатива, озвученная Медведевым не получила статус законопроекта, никто не видел конкретного текста предложения. Поэтому сейчас вопросов пока больше, чем ответов.

Например, пока неясно, будут ли виды деятельности, на которые распространяется необходимость оплаты сборов, ограничены только теми, о которых сказал председатель правительства? Если этот перечень будет расширен, то будет ли полный перечень прописан в Налоговом кодексе РФ или региональные власти смогут самостоятельно решать, какую деятельность облагать отчислениями? В настоящее время Министерство финансов настаивает на том, что регламентация сборов, кроме их размера, должна быть централизованной, но это не означает, что это действительно будет так.

Не вполне понятно, каким образом будет исчисляться размер сбора. Например, в деятельности торговых площадок предлагают отталкиваться от площади помещения, для объектов общественного питания – от количества посадочных мест, для такси – от количества автомобилей в парке.

Также неясно, будет ли этот платеж разовым. Исходя из сказанного премьер-министром, можно сделать вывод, что он будет именно разовым, вроде платы за вход. Но как быть тем, кто планирует расширение бизнеса? Надо ли будет платить за открытие каждого нового магазина, за каждую новую машину в парке и так далее? Скорее всего, ответ на этот вопрос будет положительным. Но тогда предприниматель, бизнес которого динамично развивается, вместо того, чтобы заниматься делом, будет вынужден постоянно оплачивать сбор и декларировать появление новой базы для его уплаты (наверняка, появится и законоположение о том, что предприниматель обязан уведомить фискальные органы о количестве объектов для расчета платежа).

Если это будет своеобразной платой за начало бизнеса, то должны ли такую плату вносить те, кто уже давно и успешно работает на рынке? Ответ опять же, скорее всего, будет положительным, и тогда подобная инициатива будет больше похожа на возможность разово пополнить бюджет за счет предпринимателей.

При этом, больше всего предлагаемые нововведения коснутся малого бизнеса, который и так меньше всех защищен и больше всего подвержен всевозможным рискам. Крупный и средний бизнес предлагаемые нововведения заметят, но их издержки, скорей всего, вряд ли будут чересчур высоки. Совсем другое дело - малые предприятия, вход которых на рынок и так достаточно сложен и проблематичен. Те виды деятельности, которые будут облагаться сбором (розничная торговля, кафе, такси, туризм), если не брать в расчет крупные сети, относятся как раз к малым предприятиям. Дополнительные расходы для них, как отмечают многие из коммерсантов, крайне нежелательны.

Однако крайне маловероятно, что те сборы, которые хочет ввести правительство, окажутся неподъемными для бизнесменов. Скорее всего, абсолютное большинство из них найдет возможность и средства для их уплаты. Проблема видится скорее в неопределенности, которая так раздражает бизнес: неясно, когда платить, за что, кому и сколько. В ситуации, когда сборы планируется вводить уже в 2015 году (а многие предприниматели составляют планы на следующий год заранее), такая неопределенность вносит дополнительный дискомфорт, тем более что большинство коммерсантов уже начинают чувствовать начало кризиса.

Автор: Дмитрий Титов, партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры»

Фото: Shutterstock

Картина дня

наверх