На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 136 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вовладар Даров
    Нечего валить вину на кого то, коль у самого нос в говне!Секретарь Совбеза...
  • Вовладар Даров
    Да не ему решать будет или не будет, народ решит!!!!Шольц: возврата Г...
  • ШКИПЕР
    Просрал ты Олаф Германию, просрал !Шольц: возврата Г...

Еще один шаг «частного космоса»

Компания SpaceX (Space Exploration Technologies Corporation) представила вторую версию своего космического корабля Dragon.

Основным отличием многоразового корабля Dragon V2 от его предшественника, совершившего уже пять успешных полетов на орбиту, является измененная конструкция солнечных батарей (в одном из полетов с их раскрытием были проблемы).

Кроме того, вторая версия будет иметь посадочные устройства (до этого корабли Dragon опускались на воду), а также доработанную парашютную систему спасения. Впрочем, парашют установлен «на всяк случай», штатно Dragon должен садиться с помощью четырех ЖРД. При этом разработчик обещает точно приземления, сопоставимую с вертолетом, и возможность посадки при отказе двух двигателей.

Космический корабль Dragon является примером успеха частных компаний в высокотехнологичных отраслях. Надо отметить, что помимо корабля, компания SpaceX разработала семейство ракет-носителей Falcon. И если Falcon 1 был не слишком удачным (три аварии на пять запусков), то используемая для запуска Dragon’a ракета Falcon 9 демонстрирует высокую надежность. Девять запусков прошли успешно – лишь в одном из них Falcon не сумел вывести на орбиту «попутный» спутник (основным грузом был корабль Dragon, выполнивший полетное задание).

Программа Falcon-Dragon появилась «от бедности». В условиях постоянного урезания финансирования NASA решила сделать ставку на молодых и амбициозных разработчиков. В 2006 году стартовала программа COTS (Commercial Orbital Transportation Services – Коммерческие орбитальные транспортные услуги). Одной из двух компаний, с которыми в рамках этой программы были заключены контракты, и стала SpaceX. Примечательно, что к тому времени компания имела только три запуска малоразмерной РН Falcon 1, причем все три – неудачных. Администрацию NASA это не смутило, и она не прогадала. Через два года SpaceX получила новый контракт – уже не на создание носителя и корабля, а на доставку грузов на Международную космическую станцию (МКС). А менее чем через четыре года корабль Dragon выполнил первый коммерческий полет по контракту с NASA.

Пока речь идет лишь о доставке грузов. Однако в перспективе «частные» космические корабли будут доставлять на МКС и экипажи. При этом возможности корабля Dragon заметно превышают используемые сейчас российские «Союзы» - он должен поднимать в космос и возвращать на Землю до семи членов экипажа, в то время как наш корабль вмещает только троих. По грузоподъемности Dragon в транспортной версии превосходит корабль «Прогресс» на тонну. Кроме того, до двух с половиной тонн груза американская «груша» может вернуть на Землю, чего сейчас ни один космический аппарат сделать не в состоянии.

Можно добавить, что семейство РН Falcon в не слишком долеком будущем пополнится тяжелыми носителями (версия Falcon Heavy). Первый пуск этой ракеты запланирован на следующий год. Вариант Heavy составит серьезную конкуренцию российским РН, включая многострадальный «Протон» и тяжелую версию уже лет двадцать как находящемуся в разработке семейству РН «Ангара».

Высокая экономичность корабля Dragon достигается за счет возможности его многоразового использования. Он имеет моноблочную конструкцию, и все дорогостоящие компоненты возвращаются домой. Основные трудозатраты для подготовки к следующему старту идут на проверку и восстановление теплозащитного покрытия. SpaceX намеревается улучшить экономичность своей ракетно-космической системы за счет многократного использования первой ступени ракеты-носителя Falcon 9. Попытка испытания реализации этой идеи в ходе запуска в сентябре прошлого года окончилась неудачей. Однако не подлежит сомнению, что задача будет решена – американцы имеют солидный опыт многократного использования ракетных ускорителей системы Space Shuttle.

В настоящие время американские астронавты летают на МКС на борту «Союзов». Соответствующий контракт NASA c «Роскосмосом» был заключен (путем пролонгации предыдущего соглашения) в прошлом году. Общая стоимость контракта – свыше четырехсот миллионов долларов, а срок его действия истекает в 2017 году.

Между тем, американцы быстро набирают опыт эксплуатации корабля Dragon. В прошлом месяце он уже выполнил полет к МКС, и до конца года должен побывать в космосе еще трижды. Ракета-носитель Falcon 9 в этом году слетала три раза, и на оставшийся период 2014 года планируется еще семь полетов. Если программа будет и дальше развиваться в высоком темпе и без сбоев, то следующего перезаключения контракта между NASA и «Роскосмосом» может и не случиться – Dragon заменит «Союзы».

Вопрос здесь чисто экономический, и российская космонавтка могла бы побороться с дерзкими новичками, если бы сумела разработать многоразовый корабль и соответствующий носитель, что позволило бы снизить себестоимость и цену запусков к МКС. Однако в этом направлении уже много-много лет идет пробуксовка. Первый проект многоразового космического корабля «Заря» был начат разработкой еще в 1985 году. Однако к концу 90-х работы были прекращены из-за недостатка финансирования. В начале века на Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» имени С.П.Королева начались работы по многоразовому кораблю с несущим корпусом, из которых вырос «Клипер». В 2003 году этим инициативным проектом заинтересовался «Роскосмос», появилось государственное финансирование. Однако после громких заявлений, шумных презентаций и участия в выставках выяснилось, что «Клипер» не вполне соответствует заданию. Затем появился проект перспективного корабля «Русь» - но и это начинание тихо скончалось. Действующая концепция развития российской пилотируемой космонавтики на текущий момент ограничивается очередной модернизацией «Союза», а разработку нового многоцелевого и многоразового корабля отложили на период после 2015 года. Сколько продлится проектирование, сказать трудно, но опыт «Клипера» и «Руси» (равно как и опыт создания новых носителей) как-то не вдохновляет.

Численность флагмана российской космической отрасли РКК «Энергия» составляет примерно 9,3 тыс. человек. В компании SpaceX людей в три с лишним раза меньше. Понятно, что «Энергия» занимается не только космическими кораблями, так ведь она в отрасли и не одна. Так почему же маленькая частная компания, начав с нуля, за десяток с лишним лет сделала то, что вот уже не первое десятилетие не по силам огромной и опытной корпорации, контролируемой государством?

«Может, в консерватории что-то неладно?» (М.Жванецкий).

Фото Space Exploration Technologies Corporation

Картина дня

наверх