Счетная Палата указывает правительству на ошибки при реализации регионами президентских указов от 7 мая 2012 года. Хуже всего обстоят дела с выполнением указа об обеспечении комфортным и доступным жильем и повышением качества услуг ЖКХ.
Счетная Палата в очередной раз обратила внимание на проблему выполнения регионами «майских указов» президента.
Как отметил аудитор СП Юрий Росляк, ситуация с наполнением доходной базы регионов за девять месяцев 2013 года не только не улучшилась, но в отдельных случаях даже обострилась. «Так, сравнение результатов 9 месячных периодов 2011, 2012 и 2013 годов говорит о недостаточной сбалансированности консолидированных бюджетов регионов. Объемы доходов в 2013 году не увеличились, оставшись практически на уровне 9 месяцев 2012 года, т.е. более 5,6 трлн. рублей, в то время как расходы увеличились на 5,9% и составили более 5,7 трлн. рублей. Дефицит консолидированных бюджетов регионов составил 73,8 млрд. рублей», - сообщил Росляк.
По словам аудитора, «наибольший удельный вес в структуре доходов консолидированных бюджетов регионов по-прежнему принадлежит налоговым и неналоговым доходам (81,2%)». Он добавил, что в период с 2011 по 2013 годы наблюдается тенденция устойчивого снижения темпов роста налоговых доходов : с17,9% в 2011-м до 6,5% в 2012-м и дальнейшим снижением в 2013-м до 1,5%.
Как сказал Росляк, наиболее остро складывается ситуация с обеспечением реализации указа «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». «В консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации предусмотрено чуть более половины (56,2%) необходимых для его реализации средств, что создает риски невыполнения поставленной задачи по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем», - приводит слова аудитора сайтСчетной палаты.
Росляк отметил попытки регионов принять меры по изысканию дополнительных средств на реализацию «майских указов», «в том числе за счет оптимизации структуры и штатной численности учреждений, повышения эффективности использования имущества, сокращения численности управленческого аппарата, а также привлечения заемных средств». Но этих мер не хватает, чтобы покрыть дефицит доходов консолидированных бюджетов. «Доля вклада от указанных мер незначительна и составляет в среднем 1,4% доходов их консолидированных бюджетов», - говорит аудитор.
Среди проблем, которые тормозят регионы, - значительное сокращение налога на прибыль организаций, связанное со снижением объемов промышленного производства и экономической активности, а также принятием Федерального закона о создании консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). Кроме того, «на федеральном и региональном уровнях не существует единых подходов к расчету выпадающих доходов по налогу на прибыль организаций по данной группе налогоплательщиков, системы оперативной и достоверной отчетности, а также механизма прогнозирования результатов деятельности КГН на предстоящий период в разрезе территорий». В СП также отмечают, что еще одна нерешенная проблема касается выпадающих доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, образующихся в результате предоставления налоговых льгот на всех уровнях.
Негативное влияние на бюджеты регионов также оказало более чем двукратное увеличение размера фиксированного страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для индивидуальных предпринимателей, установленное с 1 января 2013 года. Это увеличение привело к снижению предпринимательской активности в регионах. «Так, по итогам 9 месяцев 2013 года прекратили свою деятельность и снялись с учета во Владимирской области 6 800 предприятий, в Кировской области - 6 493 предприятия, в Республике Бурятия - 4 133 предприятия, в Томской области - более 4 000 предприятий, в Калининградской области - 2 872 предприятия, в Брянской области - 7 557 предприятий. Поступления от субъектов малого предпринимательства в Белгородской области сократились на 247 млн. рублей, во Владимирской области - на 46 млн. рублей, Кировской области - на 28 млн. рублей», - отметил Росляк.
Аудитор указал на проблемы в деятельности правительства по решению задачи о выполнении регионами «майских указов». Как отметил Росляк, правительство до сих пор не последовало рекомендациям Совета Федерации части разработки механизма ежегодной компенсации выпадающих доходов регионов в связи с предоставлением льгот. Кроме того, правительство не осуществило комплексную оценку необходимых затрат бюджетов всех уровней на реализацию «майских указов». «Анализ информации, полученной от Минфина, отраслевых федеральных министерств и регионов о финансовом обеспечении мероприятий майских указов, выявил несогласованность в части оценки средств, необходимых для их реализации, либо отсутствие достоверной информации», - сказал Росляк.
В этой связи СП направи информационное письмо в правительство и отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия в палаты Федерального Собрания.
В прошлом октябре Счетная палата направила в Госдуму заключение на проект федерального бюджета на следующие три года. Самое главное предостережение со стороны Счетной палаты касалось именно «майских указов». В заключении СП указывалось, что средств может не хватить, указы могут быть не выполнены в срок, следовательно рекомендуется определить федеральный орган исполнительной власти, контролирующий эффективность использования соответствующих средств бюджета. Мало того, при формировании проекта бюджета не завершена работа по реализации отдельных положений Бюджетного послания.
На проблемы с выполнением указов президентов от 7 мая 2012 годы указывали и представители агентства Standard & Poors, и в Министерстве экономического развития.
В 2013 году отметить первый юбилей «майских указов» министрам не удалось. Они отчитывались перед главой государства об успехах в выполнении «майских указов», однако озвученные результаты (111 из 151 указа выполнены) не устроили президента. Бывший вице-премьер Владислав Сурков отметил, что есть порядка 50 указов, выполнение которых тяжело назвать удовлетворительным. Президент был недоволен торможением реформирования сферы ЖКХ, здравоохранения, пенсионной системы и многим другим. При этом, как сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, Сурков подал прошение об отставке 7 мая именно после этого совещания.
Свежие комментарии