Предполагаемый киллер, изначально признавшийся в убийстве Немцова, впоследствии заявлял, что его похитили, пытали и вынудили дать признательные показания.
Юристы «Комитета по предотвращению пыток», представляющие интересы предполагаемого убийцы оппозиционного политика Бориса Немцова Заура Дадаева, подали жалобу в Европейский суд по правам человека.
Они заявили, что к в отношении Дадаева применялись пытки, кроме того было нарушено его право на эффективное расследование.«Есть серьезные основания полагать, что к Дадаеву было применено незаконное физическое насилие. Это подтверждается и показаниями свидетелей, видевших его здоровым до задержания, и медицинскими документами, и отчетом Общественной наблюдательной комиссии», - говорится в сообщении Комитета.
Заур Дадаев официально был задержан в ночь на 8 марта. Сразу после этого он признался в убийстве Бориса Немцова. Позднее обвиняемый несколько раз менял свои показания и заявлял, что признавался под пытками. В числе прочего, Дадаев говорил, что неизвестные правоохранители похитили его 5 марта, три дня держали с мешком на голове и пытали током, а также сломали хрящи в ушах. Впоследствии главный фигурант дела подал жалобу в Следственный комитет и потребовал возбудить уголовное дело в связи с применением к нему пыток. После проверки в СКР заявили, что не нашли подтверждения тому, что на Дадаева оказывалось физическое или психологическое давление. Защитник обвиняемого заявил, что проверка была проведена лишь формально. Впоследствии Басманный суд признал законным отказ следователей в возбуждении дела о применении пыток. В октябре прошлого года в СКР заявили, что результаты экспертиз по «делу Немцова» подтвердили первоначальные признательные показания Дадаева.
Юристы «Комитета по предотвращению пыток» подчеркнули, что следователи при рассмотрении жалобы предполагаемого киллера не провели никаких следственных действий, в том числе не стали проводить судебно-медицинскую экспертизу, а только опросили сотрудников полиции и СКР.
Также в Комитете заявили, что следствие также нарушило право Дадаева на получение квалифицированной юридической помощи, когда отказало адвокату Евгению Губину во встрече с обвиняемым. Впоследствии юристы обжаловали этот отказ, но суд ходатайство не принял. «В связи с этим мы были вынуждены обратиться в Европейский суд по правам человека», - заключил юрист «Комитета по предотвращению пыток» Сергей Бабинец.
Борис Немцов был убит 27 февраля на Большом Москворецком мосту в Москве. По факту преступления СК возбудил уголовное дело по статьям «Убийство» и «Незаконный оборот оружия». Следствие рассматривало несколько версий произошедшего, в том числе, версию «убийства как провокации для дестабилизации политической обстановки в стране».
Басманный суд Москвы 8 марта арестовал пятерых подозреваемых по делу об убийстве политика – Заура Дадаева, Анзора Губашева, Шадида Губашева, Тамерлана Эскерханова и Хамзата (Рамзана) Бахаева.
Следователи квалифицировали убийство Немцова, как совершенное по найму, а всем арестованным по делу предъявили обвинение в убийстве, совершенном организованной группой по найму (пп. «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
В начале ноября правоохранители заявили, что организатором преступления является офицер батальона «Север» Руслан Мухудинов. Его объявили в международный розыск, а затем заочно арестовали.
В декабре следствие отказалось переквалифицировать обвинение фигурантам дела с убийства по найму на «посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля», как ранее просила дочь политика Жанна Немцова. Следователи заявили, что организаторы и исполнители убийства Бориса Немцова «руководствовались исключительно корыстными мотивами».
В конце января в СКР заявили о завершении следствия по «делу Немцова». В окончательной редакции Зауру Дадаеву, Анзору и Шадиду Шубашевем, Темирлану Эскерханову и Хамзату Бахаеву были предъявлены обвинения по пунктам «ж» и «з» части 2 статьи 105 (убийство по найму в составе группы) и статье 222 УК РФ (незаконное хранение оружия) УК РФ. Уголовное преследование Беслана Шаванова было прекращено в ноябре 2015 года из-за его смерти при самоподрыве в ходе задержания в городе Грозном. Уголовное дело в отношении Руслана Мухудинова и «иных неустановленных лиц» было выделено в отдельное производство для дальнейшего расследования.
Фото: Konstantin Kalishko/123rf.com
Свежие комментарии