О крейсерах, авианосцах и эсминцах ВМФ мы уже писали. Все эти классы кораблей в последнее время как-то не удаются американским верфям.
У крейсеров типа «Тикондерога» своя проблема – трескается корпус, ВМФ ежегодно ведет бои в Конгрессе США, отстаивая право списать их. И вот наконец, вроде, победа – списывают шесть самых старых крейсеров.
«Джеральд Форд» создававшийся на смену авианосцам типа «Нимиц», имеет свои проблемы. Сначала пришлось демонтировать палубу и делать ее по новой. Затем, неработающие лифты для подачи боеприпасов, сбои в работе электромагнитной катапульты и быстрый выход из строя аэрофинишера, в 10 раз быстрее, чем ожидалось! В итоге авианосец «Джеральд Форд» два года ходил без авиагруппы на борту – он не мог ее принять на борт и обеспечить ее работу. И сейчас он отправился на ремонт – отказ силовой установки.
Эсминец типа «Замволт» - просто казус в этом ряду. Электромагнитную пушку так и не смогли создать, пришлось ее демонтировать. Обычные перспективные орудия оказались слишком дорогими. Стоимость одного боеприпаса – более миллиона долларов, при низкой точности, скромном калибре и весе взрывчатого вещества вдвое меньше, чем у 120 мм полевого орудия (но оно хоть попадает в цель)! И поломки, поломки, поломки…
Так почему из этого ряда должны выпадать подводные лодки?
Шестнадцать межконтинентальных ракет в вертикальных шахтах, ядерный реактор, рассчитанный почти на полвека службы, и цена в шесть миллиардов долларов за штуку — США в ближайшее десятилетие усилят подводный флот новейшими атомными подводными лодками класса "Колумбия». По замыслу командования ВМС, перспективные субмарины сменят на ядерном посту устаревающие АПЛ класса "Огайо" и останутся в строю аж до 2085-го. По планам ВМФ. Но недаром говорят, хотите рассмешить Бога – расскажите ему о своих планах.
Первая из двенадцати подлодок типа "Колумбия" должна поступить в ВМС США в 2028 году. Однако, сейчас этот срок будет пересмотрен. Проект признан одним их самых дорогостоящих, но успешным его пока не назовешь. Дефекты сварных швов в ракетных пусковых установках обнаружились уже на первом этапе строительства. По мнению экспертов американского оборонного издания Defense News, это может приостановить всю программу производства подлодок. Причем это затронет и строительство других подводных лодок — многоцелевых атомоходов класса "Вирджиния", вооруженных крылатыми ракетами. Дело в том, что в их конструкции используются те же универсальные пусковые модули, что и в "Колумбии". В настоящее время производство субмарин приостановлено, проводится расследование.
Проблема, по мнению экспертов в том, что за последние годы в американском ВПК слишком много аутсорсинга, когда ведущее проект предприятие заказывает большинство узлов и работ на стороне, ориентируясь только на дешевизну поставок. И, как говорят многие, на откаты. Производители оружия и военной техники увлеклись исключительно зарабатыванием денег, забывая о том, что это оружие, собственно, нужно для того, чтобы вооруженные силы защищали в том числе и их самих. Пережиток периода, когда США были единственной сверхдержавой и не имели военных соперников.
Вторая причина – потеря технологических компетенций. Говоря проще – прервалась преемственность поколений в американской промышленности. После того, как американцы победили в холодной войне и наступил фукуямовский «конец истории», к чему держать в штате высококлассных сварщиков, которым нужно платить большую зарплату, если работы для них пока не предвидится, а когда появиться – появятся роботы, которые будут работать не хуже, а в целом стоимость их работы будет ниже.
«Старики»-кудесники времен холодной войны были уволены, смену себе они не подготовили, а роботы не появились. Печалька.
И как американцы будут решать эту проблему – не знаю.
Михеев Сергей
Свежие комментарии