От криминалистов в народ пошло такое высказывание «врет как очевидец», оно не говорит о сознательном лжесвидетельстве, скорее о том, что люди склонны ошибаться, они не всегда точно запоминают события и впоследствии, переосмысляют его, додумывают, невольно искажают «показания». Тем не менее даже в науке описание личного опыта, свидетельства очевидцев, являются вполне значимым документом, разумеется, их стремятся перепроверить объективными методами, но это – законный источник информации, если некто, не замеченный в фантазиях и сознательных искажениях, написал в дневнике «В лето такое-то на Псковщине бысть такое-то» – это вполне может войти в корпус исторических материалов.
К чему я веду? К тому, что наряду со статистикой, официальными документами и прочими объективными (не всегда) источниками есть еще и личный опыт, если взять близкие события, многие люди такие неофициальные мнения предпочитают документальным свидетельствам. Лично я склоняюсь к приоритету вторых над первыми, но и они имеют право на существование, тем более, что официальные документы часто создаются или корректируются в последствии под пожелания власти или, что мы наблюдаем в последнее время в США и Европе, под текущую общественную повестку.
Хочется немного порассуждать о таких явлениях, как прошедшая пандемия COVID-19, прокатившаяся по планете и о последних событиях, происходящих на этом «фронте», сразу замечу, опираясь в первую очередь на личные наблюдения.
Эпидемия COVID-19 сопровождалась беспрецедентным информационным шумом, как в СМИ, так и в социальных медиа, хотя, признаюсь, первое время мне это не показалось серьезным – тема была уже избитой, в инфопространство уже несколько раз вкидывали подобные, оканчивающиеся полным пшиком. Но ее раскручивали, вскоре вспышки коронавируса зафиксировали не только в Китае, но и во многих других странах, затем и в России. Что меня удивило тогда – на первом этапе ковид в России поражал элиту, успешных, обеспеченных людей, которые условно могли слетать на выходные за границу покататься на лыжах или подышать средиземноморским воздухом.
Потом нас начали пугать ситуацией в Европе, в США – трупы в рефрежираторах, нехватка мест в моргах, отправка наших военных медиков и отрядов для дезинфекции в Италию, где сложилась критическая ситуация... Самоизоляция для пожилых людей, масочный режим, самоизоляция для прочих групп населения (какая «само» если за ее нарушение начали карать?), полноценные локдауны во многих странах мира, практически разрушающие целые сектора экономики. Ковид-диссиденты утверждали, что эпидемия – фейк, но как это может им быть если власти всего мира несли коллосальные убытки, платили деньги гражданам только за то, что бы они сидели дома?
Уже после окончания карантина в России моя жена заразилась короной, вслед за ней я. И что? У меня температура длилась один день - 37,2, у нее дня три, доходила до 37,7. Временная потеря обоняния, слабость, снижение уровня сатурации... И все! Из моих знакомых тяжелого течения болезни не было ни у кого, в т.ч. и у группы риска – пожилых людей, среди работников компании (около полутора тысяч человек) слышал, что кто-то лежал в клинике. Странная ситуация. Естественно, я читал, что болезнь особо опасна для пожилых людей и входящих в группу риска по хроническим заболеваниям, а среди моих знакомы таких не очень много, но я и сам вхожу в группу риска из-за гипертонии.
Думаю, с COVID-19, вкратце, все теперь о последних событиях. Дочка одного из наших соседей недели полторы назад принесла из школы, как сказали врачи, банальную ОРВИ. Ночью к ней вызывали скорую – температура за 40 градусов, на следующий вечер болело все семейство и очень тяжело. Дальше – больше, постепенно заразились все соседи, мы одними из последних. Все болели крайне тяжело, с высокой температурой и прочими «радостями» инфекций этого типа.
Что происходит с нашей семьей: жена болеет уже неделю, я пять дней, она до сих пор температурит, но сейчас градусник показывает до 37,5, первые три дня – почти до сорока. У меня первые два дня тоже температура была за 39, но после упала до нормальной. Врач из платной клиники (в обычную обращаться, по уверению знакомых бессмысленно) выписал нам противовирусное средство, а ей еще и антибиотики – видимо, у нее проявились симптомы сопутствующей бактериальной инфекции. При высокой температуре спутанность сознания, слабость, потрескавшиеся губы, состояние – ужасное. Кашель, до боли в диафрагме, голос почти пропал, сопли наматываем на кулак, глаза воспалены, болит голова, ломит суставы, ноют мышцы. В сравнении с этой «банальной ОРВИ» ковид – просто легкое недомогание!
Когда сообщал на работу о том, что заболел, выяснилось, что болеет почти половина сотрудников, большинство, как и я, тяжело и вообще, цитата: «Сейчас в школах такой тип гриппа, который переходит в пневмонию, много случаев. Надеюсь, тебе повезет и будет просто грипп без осложнений!» Это навело меня на некоторые подозрения, полез в Яндекс с поисковым запросом «эпидемиологическая обстановка в москве на сегодня». И там столько интересного!
Власти успокаивают, все хорошо, про очереди из скорых в приемных отделениях больниц – это нормально, все под контролем и скоро вспышка пойдет на спад! Блогеры и маргинальные СМИ «нагнетают» – все, как при обычных эпидемиях гриппа, но, заметьте, как это отличается от ковида, тогда именно власти пугали, а неофициалы подвергали это сомнению...
Ну и под конец давайте подключим свой мыслительный аппарат. Как говорит Википедия, «COVID-19 опаснее гриппа». Но, если при ковиде среднетяжелое и хуже течение болезни характерно для пациентов возраста 65+, то этот грипп или ОРВИ дает такие показатели во всех группах населения! Ну как минимум, болеют более молодые более тяжело! Т.о. я вижу три варианта, исходя из выше рассказанного:
- Конспирологический. COVID-19 был действительно фейковой эпидемией.
- Пессимистический. COVID-19, рядом с текущей вспышкой заболевания покажется незначительной мелочью. Все плохо, «мы все...» – оканчивать цитату, по понятным причинам, не буду.
- Наукообразный. В маркетинге существует понятие «воронка продаж», если интересно – поищите в интернете, статья о ней на первой странице поиска. Возможно, здесь существует аналогичное – я, боже упаси, не эпидемиолог (и не военный эксперт, etc!), тоже своеобразная воронка, только течения болезни в популяции. Предположим, в среднем, население гриппом болеет более тяжело, чем , но важно, какой процент пациентов переходит на более низкий уровень этой гипотетической воронки. На каждом уровне происходят «потери» – хотя для болезни и пациентов это скорее счастливые билетики. Тяжелое течение болезни «выигрывает» только небольшая часть от всех заболевших – это первоеCOVID-19 горлышко воронки. Осложнения – меньшая часть от тех, кто переносит болезнь тяжело, опасные осложнения – еще меньшая часть и так до последнего уровня, который называется «летальный исход». Так вот, для медиков, важны самые нижние «горлышка» воронки, в особенности – ее последний уровень. Чем больше погибших – тем опаснее болезнь.
Вот три возможных взгляда на ситуацию. Никому ничего навязывать не буду, тем более, что в медицине я даже не дилетант – близко не проходил, вообще, в первый раз пишу об этом. Возможно, многое понял не верно, что-то не учел, если считаете нужным, поправьте, объясните читателям, вдруг моя картина искажена до крайности. А в остальном, выбирайте, какой вариант вам кажется более близким к реальности.
Михеев Сергей, Finam.ru
Свежие комментарии